МАУ ИЦ «Норильские новости»

Новый учебный год

Новый учебный год

Новый учебный год

Законопроект «Об образовании» решено передать на обсуждение в Госдуму. По предварительным прогнозам министра образования и науки Андрея Фурсенко, закон вступит в силу уже через год — в январе 2013–го.
Новый учебный год

Законопроект «Об образовании» стал вторым в российской практике документом, который был вынесен на общественное обсуждение — первым был Закон «О полиции», который прошел всего одно общественное обсуждение, а затем был внесен в Госдуму и благополучно одобрен парламентом. С законопроектом «Об образовании» вышла совсем другая история. Первая редакция документа была опубликована на сайте Минобрнауки еще полтора года назад, после чего его активно обсуждали в экспертных сообществах и Общественной палате.
По мнению экспертов, документ получился слишком объемным и сложным для восприятия, в нем было много несогласованных моментов.
Кроме того, в законопроекте отсутствовало такое понятие, как «семейное образование», документ не давал однозначного ответа на вопрос, является ли дошкольное образование обязательным или добровольным, в нем не были отражены социальные стипендии для студентов, а также права детей и родителей.
В то же время новый закон нужен, поскольку в настоящее время российское образование живет по огромному количеству разрозненных документов. Есть два основных закона — «Об образовании», принятый в 1992 году, и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Кроме них сфера образования регулируется различными подзаконными актами и приказами. По задумке, новый закон должен свести все в единое целое и снять разночтения, которые довольно часто встречаются в различных документах.
На фоне возникшей полемики президент поручил провести общественные слушания по законопроекту. 1 декабря 2010 года на первое обсуждение, которое длилось два месяца (до 1 февраля 2011–го) была представлена вторая, доработанная и укороченная редакция документа.
Специально для работы с замечаниями и предложениями граждан была создана комиссия под председательством советника президента Вениамина Яковлева. В нее вошли 11 человек, включая чиновников Минобрнауки, ректоров ведущих вузов, представителей Общественной палаты и общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России».
В конце июня 2011 года на очередное общественное обсуждение была вынесена третья по счету редакция законопроекта. Документ стал еще компактнее, в нем появилось предисловие с расшифровкой основных понятий.
Одной из главных новаций стало закрепление гарантий по зарплате учителей. Не менее обсуждаемой стала принципиально новая стратегия дошкольного образования (разработчики поделили его на две составляющие: реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и реализацию услуг по присмотру и уходу. И если услуги по присмотру и уходу предлагалось софинансировать за счет бюджета и родительской платы, то финансирование образовательных программ полностью возлагалось на государство). Если в двух первых редакциях велись споры по поводу отмены статуса академий, то в третьей редакции видология вузов вообще была упразднена, и образовательное учреждение имело право взять себе любое название, если оно подкреплено соответствующим типом программы.
Еще со второй редакции сохранилась ответственность за некачественное образование и статья, регулирующая возмещение ущерба. Третья версия документа была воспринята общественностью более благосклонно, и многие эксперты предрекали, что после августовских педсоветов в сентябре законопроект наконец будет внесен в Госдуму. Но этого снова не произошло — Минобрнауки решило доработать его еще немного. На сайте ведомства появилась версия 3.0.1, а затем и версия 3.0.2, которая в настоящий момент все еще доступна для обсуждения.
В Госдуму уйдет еще более усовершенствованная редакция документа: замминистра образования и науки, статс–секретарь Игорь Реморенко пояснил, что ведомство передаст депутатам версию законопроекта 3.0.3.
Директор департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Марина Лукашевич сообщила, что ведомство уже подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании». Всего предполагается внести изменения в 100 действующих федеральных законов. В настоящее время идут финальные согласования окончательного текста документа с регионами.
Несмотря на то что варианты проекта довольно существенно менялись, во всех, в том числе — последнем, нет понятия начального профобразования. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ — подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В проекте закона учтена специфика творческих училищ. Они работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания и профессию.
К высшему образованию в новом проекте отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно–педагогических кадров, ординатура, ассистентура–стажировка. А вот все вопросы, касающиеся докторантуры, будут прописаны в законе «О науке и государственной научно–технической политике».
В новом варианте проекта закона много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть «привязаны» к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам–стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Всем, кто получает среднее профессиональное образование, обещана стипендия в размере трети МРОТ, независимо от учебных успехов. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум — не меньше полуторакратного размера обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее шести тысяч рублей, а аспирант — не менее 12 тысяч.
Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почетных званий, государственных и ведомственных наград. Зарплата не может быть ниже средней по экономике региона. Молодые специалисты могут рассчитывать на особое внимание и денежное вознаграждение. При этом законопроект запрещает учителю быть платным репетитором ученика, который учится в его школе.
По материалам российской прессы подготовил Сергей Егоров
Фото Александра ВАКУЛЕНКО

18 января 2012г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.