МАУ ИЦ «Норильские новости»

C ребенком можно говорить обо всем

C ребенком можно говорить обо всем

C ребенком можно говорить обо всем

«Жил–был котенок...» — так начинается пьеса молодого питерского драматурга Ярославы Пулинович, по которой кемеровский режиссер Антон БЕЗЪЯЗЫКОВ поставил в Норильском драматическом театре спектакль «Птица Феникс возвращается домой».
Собаки–забияки Дмитрий Желнин и Сергей Даданов.

...Хочется написать «возвращается в Норильск»... По замыслу постановщика птица Феникс по имени Феликс (в исполнении Романа Лесика), один из главных персонажей этой реалистично–фантасмагоричной сказки для детей и взрослых, действительно возвращается в Норильск!

Но перед этим событием развернется целая «драма с комедиями». Одинокий, обреченный жить вечно, мудрый и, как полагается, благородный Феликс встретит однажды одинокую маленькую глупую серенькую кошечку Тосю (ее блестяще играет получившая недавно премию за лучший дебют на краевом фестивале «Театральная весна» Мария Нестрян). Совсем скоро Тося перестанет вставать в кошачью охотничью стойку, увидев птицу, — раньше окружение ее нещадно задирало, и никто «в этой дыре» не верил в ее «талант».

Роман Лесик и Мария Нестрян
Роман Лесик и Мария Нестрян

Птица Феникс по имени Феликс летела в Марокко по делам, касающимся жизни и смерти. Но потом решила изменить направление. И, как оказалось, не зря.

С Феликсом они до смешного разные, но оба — непонятые, отвергнутые. У них кардинально разные мечты: он желает сгореть на солнце, она — стать звездой. При этом оба разными путями приходят к мысли, что осуществить мечту в одиночку почти невозможно. Да и есть на этом свете дела поважнее, чем исполнение задуманного — например, дружба. Или любовь...

Классические интроверт и экстраверт, волею обстоятельств эти два существа становятся одним целым. На пути к новым целям Феликс и Тося встречают других созданий — людей, собак и птиц, симпатичных и не очень, забавных, хитрых, жестоких, рассудительных. Совсем несладкая парочка пересекает страны и континенты, моря и океаны, живет на крышах Парижа, Лондона, Москвы и все того же Норильска. По задумке режиссера Антона Безъязыкова и главного художника нашей «маяковки» Фемистокла Атмадзаса, одна и та же ажурно сконструированная крыша движется по кругу сцены и предстает перед зрителями всего лишь с разных ракурсов: тут — условно — Париж, тут — Лондон... Да хоть Кайеркан!.. Не все ли равно, в каком ты месте, главное — с кем. А еще — что у тебя внутри.

Роскошная Матильда, бывшая жена Феликса — Маргарита Ильичева
Роскошная Матильда, бывшая жена Феликса — Маргарита Ильичева

Представьте, как из Москвы в Париж летит огромная птица, а на хвосте у нее прячется от дождя маленький котенок. Можно пофантазировать, чем птицы Феникс пытаются развлечь себя за безумно долгие тысячи лет жизни. А затем — посмотреть спектакль обо всем этом. «Птица Феникс возвращается домой» — это сказка о дружбе, которая рождается у нас на глазах. О дружбе нежной, превращающей печальный и, казалось бы, неизбежный конец в радостный финал.

Одному Богу известны детские переживания. Психологи говорят, что в восемь–десять лет у ребенка наступает первый серьезный перелом: он перестает ощущать себя в целостности с миром (кое–кто даже сомневается, что их родители — это их родители). Детям часто представляется, мол, вдруг они инопланетяне или еще кто–нибудь. Так, наша Тося из пьесы ощущала себя звездой, «всея Принцессой». Со стороны это кажется смешной фантазией, нелепостью, а ребенок переживает это как личную драму. Проходит время, и подростков одолевают другие сомнения или страхи.

«Милые бранятся — только тешатся». Попугаи Лорка и Маркес в исполнении Варвары Бабаянц и Рамиля Кагарманова. Сцены их любовных объяснений и скороговорочных ссор — одни из самых ярких эпизодов постановки.
«Милые бранятся — только тешатся». Попугаи Лорка и Маркес в исполнении Варвары Бабаянц и Рамиля Кагарманова. Сцены их любовных объяснений и скороговорочных ссор — одни из самых ярких эпизодов постановки.

Режиссер нашел верный ключ к пониманию того, что с ребенком можно говорить абсолютно обо всем, верно выбрав «язык переговоров». У него получилась современная история для семьи, для зрителя любого возраста, переживающего ту или иную проблему, тот или иной психологический или возрастной этап. Здесь и переход от ребенка в подростка, и от тинейджера — к личности, и кризис среднего возраста с его вечными «зачем» и «для чего». А еще Безъязыков нашел верную интонацию, сумев остаться с детьми ненарочитым и честным. Он перед ними не умничает, но и не лебезит.

Показалось, автор постановки для детей и взрослых учел все особенности детской и подростковой психики, попытался очень деликатно передать те или иные смыслы. Для каждого свои. Самое ценное — он показал, что преодолим главный страх — страх одиночества. И что на свете есть честность, порядочность, бескорыстность. Кстати, и взрослым в наше время полезно вспомнить, что эти ценности, в общем, есть. Они, оказывается, никуда и не уходили, — просто прячутся все время куда–то...

На спектакль, длящийся чуть больше часа,

можно смело идти с детьми от шести–семи лет.

Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

5 апреля 2013г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.