Дорога в семью
Дорога в семью
Хотелось обратить внимание на другой факт: такого проявления любви к ребёнку, как в этой семье, я, честно говоря, ещё не видел. Скорее всего, это происходит потому, что, во–первых, Саша стал поистине долгожданным ребёнком. Он появился в семье не через девять месяцев, как это заложено природой, а через долгих четыре года после того, как родители, взвесив все «за» и «против», решились на этот серьёзный шаг.
Во–вторых, помимо материнской и отцовской любви, которая, я уверен, в этой семье присутствует, приёмные родители, пусть и помимо своей воли, до сих пор испытывают чувство сострадания к бывшему сироте, подкрепляя это осознанием ответственности за будущее маленького человека.
Подобные ситуации внушают уверенность в том, что общество наше, несмотря на серьёзные социальные заболевания, способно встать на ноги, стать более человечным, если хотите. Возможно, и наступит тот момент, когда количество детских домов и приютов значительно сократится (об их полной ликвидации говорить вряд ли возможно), но пока...
Марина АНАШКИНА, начальник отдела опеки и попечительства управления общего и дошкольного образования:
– На сегодняшний день в Норильске 636 детей–сирот. 398 из них живут в опекунских семьях. 222 находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях несемейного воспитания — детская больница и приют, общежитие для обучающихся в профессиональных училищах. Помимо этого три ребёнка находятся в психоневрологическом диспансере до получения путёвки в краевое учреждение специальной лечебной направленности. Эти дети по медицинским показаниям не могут пребывать в общих учреждениях. Именно у этих ребят, к сожалению, нет шансов быть устроенными в семью. 16 детей проживают самостоятельно. Это выпускники учреждений несемейного воспитания прошлого года, которые не желают жить в общежитии, а проживают в семьях близких им людей — родственников или знакомых. Как бы мы ни пытались этих людей привлечь к тому, чтобы назначить их опекунами на законных основаниях, — не хотят, поскольку существуют определённые требования и по здоровью, и по финансовому состоянию, и по жилищным условиям.
– По всей видимости, вы имеете в виду детей без пяти минут совершеннолетних. И, если говорить о самостоятельном проживании, — возможен ли вариант, когда такой ребёнок проживает отдельно от опекуна, к примеру, в съёмном жилье?
– Речь идёт о детях в возрасте от 16 до 18 лет. В этом случае законом предусмотрено и раздельное проживание опекаемого ребёнка с опекуном — в том случае, к примеру, если ребёнок выезжает для учёбы на материк. Для этого даётся официальное разрешение. Процесс этот находится под контролем, ведь опекун продолжает получать деньги на опекаемого. В учебном учреждении запрашиваются сведения об успеваемости ребёнка, его поведении. Если бы эти данные говорили о плохой успеваемости или развивающихся пристрастиях ученика к вредным привычкам, то мы бы решали вопрос о возвращении ребёнка в семью опекуна. У нас пока проблем с этим не было. В том же случае, если опекун и опекаемый проживают в Норильске и нет причин для их разъединения, то мы не согласны с тем, что ребёнок должен уйти в отдельную квартиру. У нас таких случаев не было, этот вопрос вообще никто не затрагивал.
– Если обратиться к статистике, то можно отметить, что за последние пару лет число детей–сирот в Норильске несколько увеличилось. Что, на ваш взгляд, послужило этому причиной?
– Связано это с негативными социальными причинами. Во–первых, у нас сейчас очень много мамочек уходит в места лишения свободы. Во–вторых, многие семьи страдают от домашнего насилия. Направлено оно чаще всего против женщин, и бывали случаи, когда это приводило к трагедии — убийству. Есть у нас данные о том, что увеличилось количество умерших родителей, родителей, которые по состоянию здоровья не могут воспитывать ребёнка самостоятельно. То есть в последнем случае ребёнок остаётся проживать с родителями, но будет назначен опекун, который будет попутно осуществлять обязанности родителя.
– Наверное, в этот список можно включить и тех детей, которые появляются на свет с врождёнными заболеваниями и остаются так называемыми отказниками? Не думаю, что благодаря нашей экологической обстановке и обстановке социальной таких детей становится меньше.
– К сожалению, это так. Но если говорить о социальном здоровье общества, то стоит упомянуть и о том, что сейчас у нас согласно закону появилась ещё одна категория — дети, оказавшиеся в социально опасном положении. Таких детей можно помещать в государственные учреждения на тот период, пока родители не встанут на ноги. То есть создаются все условия для того, чтобы кровная семья была сохранена.
– Но сохранение семьи — лишь одна из главных задач, стоящих перед вашим учреждением и обществом в целом. Благополучные полноценные семьи можно создавать и посредством усыновления.
– Совершенно верно. Кстати, наша территория не страдает от нехватки кандидатов на усыновление. Сегодня на учёте стоят пятьдесят семей, готовых сделать этот шаг. Но, к сожалению, с каждым годом в Норильске всё больше и больше детей, которые по состоянию здоровья не могут оказаться в семье. А ведь все хотят усыновить ребенка физически здорового и в возрасте до трёх лет, то есть практически с пелёнок. Поскольку все считают, и считают справедливо, что этот возраст является самым ценным для развития ребёнка. Осуждать людей, не решающихся брать в семью детей с явными физическими недостатками, нельзя!
– Это было бы, по меньшей мере, несправедливо. Но известно, что иностранные граждане, проживающие в развитых странах, принимают в свои семьи детей с физическими недостатками более охотно. Как, кстати, обстоит дело с международным усыновлением в Норильске?
– У нас на территории граждане Америки усыновили четверых детей. Американцы, надо сказать, к вопросу усыновления подходят несколько иначе. Мы изучали представленные ими документы. Вся жизнь семьи описывается подробнейшим образом — выстраивается целое генеалогическое древо. Чтобы семья могла усыновить ребёнка, необходимо согласие всех родственников, с которыми контактирует семья! Но это дела прошлые. Тогда международное усыновление только начинало развиваться. Сегодня мы и наш суд не уполномочены заниматься международным усыновлением. Это полномочия Москвы и Красноярска. Именно там работают с электронной базой, в которую включены и норильские дети.
– Возможно, популярность усыновления российских детей основана на том, что процедура эта у нас упрощена до разумного предела, и это в свою очередь благоприятно сказывается на процедуре передачи детей–сирот в семьи.
– Более того, американцы говорят, что если у усыновлённого ими ребёнка появится кровный брат или сестра и родители откажутся и от этого малыша, то они возьмут в свою семью и второго ребёнка. Попутно они утверждают, что не позволят ребёнку забыть Родину, — у него будет двойное гражданство.
– Неужели наши граждане идут на усыновление только однажды?
– Что вы! Конечно же, нет! В Норильске много семей, которые, ранее усыновив ребёнка, подают документы повторно. Сначала, к примеру, усыновили мальчика, а теперь для полного семейного счастья хотят и девочку. Есть такие семьи, которые воспитывают двух–трёх собственных детей и при этом усыновляют четвёртого ребёнка. Это достойные люди, которым сделать это позволяет не только финансовый доход, но и широта души.
1. Копия свидетельства о браке (для лиц, в браке состоящих) или копия свидетельства о рождении усыновителя (для лица, не состоящего в браке).В завершение нашей беседы мы пришли к обоюдному решению продолжить серию публикаций о норильских детях, оставшихся без попечения родителей. Задача проста — привлечь внимание тех, кто уже подумывает об усыновлении, но по каким–то причинам ещё не решается на это.
Возможно, кто–то скажет, мол, статьи похожи на рекламу товара. Скажет так — и будет не прав. Любой ребёнок, получивший право на жизнь, должен иметь право и на семейное счастье. И мы должны обеспечивать это право всеми доступными способами, пусть даже фотографии ребятишек придётся вывешивать на улицах города!
Тем же, кто уже решил усыновить ребёнка или примет это решение в скором будущем, отчасти благодаря нашим публикациям, в качестве памятки приведём список документов для представления в орган опеки и попечительства.
2. Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей.
3. Автобиография усыновителей.
4. Характеристика с места работы.
5. Справка с места работы с указанием занимаемой должности.
6. Справка о среднем заработке или копия декларации о доходах.
7. Документ, подтверждающий право пользоваться жилым помещением.
8. Копии паспортов.
9. Справка об отсутствии судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребёнка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней с момента подачи заявления готовит заключение о возможности быть усыновителем, которое является основанием для постановки на учёт в качестве кандидата в усыновители. После получения заключения кандидат в усыновители для подбора ребёнка имеет право обратиться в любой орган опеки на территории РФ.
Беседовал Александр ПОСЛОВ.