МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ключи к человечности

Ключи к человечности

Ключи к человечности

В структурных подразделениях городского управления социальной политики работают более 450 сотрудников, которые ежедневно помогают пожилым людям, детям, нетрудоспособным гражданам, малообеспеченным и многодетным семьям, норильчанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Завтра они отметят свой профессиональный праздник.

8 июня — День социального работника

В каждой группе Центра «Виктория» на окне свой огородик. А когда потеплеет, саженцы «переедут» на газон во дворе.
В каждой группе Центра «Виктория» на окне свой огородик. А когда потеплеет, саженцы «переедут» на газон во дворе.

Историческая справка

Норильский отдел социального обеспечения создали еще в 1953 году, а в 1992–м реорганизовали в управление социальной защиты населения, которое комплексно занималось вопросами пенсионного и соцобеспечения. Вместе с тем при УСЗН создали Центр соцобслуживания, в котором впервые в НПР открыли отделения надомного и стационарного обслуживания пенсионеров и инвалидов, а также службу срочной социальной помощи.

В 1999 году в Талнахе начали реконструировать здание медучреждения под Комплексный центр соцобслуживания населения. КЦСОН открыли в октябре 2000–го. С 2001 года по ноябрь 2002–го строили на базе бывшего детсада Центр психолого–педагогической помощи детям–инвалидам «Виктория».

В 2002 году в результате структурных преобразований создали департамент социальной политики, в который вошли УСЗН, КЦСОН и центр «Виктория». Службы срочной социальной помощи, надомного обслуживания вошли в состав КЦСОН. В 2003–м департамент преобразовали в управление. В 2011 году его коллектив наградили знаком отличия «За заслуги перед Норильском».

Центр реабилитации «Виктория»

Цель своей деятельности сотрудники Центра видят в создании для детей мира, в котором каждый из них был бы счастлив и смог ощущать радость от реализации собственных возможностей и от общения с другими детьми. Ежедневно в отделении дневного пребывания встречают более ста воспитанников от 3 до 18 лет.

Прасковья ДИМИТРОВА
Прасковья ДИМИТРОВА

– У нас открыты девять групп, которые посещают в среднем по десять детей. В течение дня, с 9 до 17 часов, они занимаются с воспитателями, логопедами, учителями–дефектологами, психологами, инструктором по адаптивной физкультуре, музыкальным руководителем. С педагогами дополнительного образования осваивают различные виды рукоделия, изобразительного и декоративно–прикладного искусства. Их совместное творчество и украшает наш Центр. Есть у нас и уютный зимний сад, и кафе «Золотая рыбка», в котором старшие ребята с удовольствием учатся этикету, — рассказывает нам во время экскурсии по Центру Прасковья ДИМИТРОВА, заведующая отделением дневного пребывания. Она же знакомит нас с сотрудниками.

— Десять лет назад, когда Центр только открывался, мы обратились к директору педучилища, чтобы он направил к нам пять своих лучших выпускниц. И вот знакомьтесь: Роза Шведа и Снежана Пастухова работают у нас до сих пор.

Роза ШВЕДА, воспитатель группы «Надежда», которую посещают дети трех–пяти лет:

Роза ШВЕДА
Роза ШВЕДА

– Наши занятия направлены, в первую очередь, на социальную адаптацию детей в обществе. Порой приходится обучать, казалось бы, элементарным вещам: как держать ложку и вести себя во время обеда, как правильно пользоваться карандашами, красками и так далее. То, как быстро ребенок этому научится, зависит от его индивидуальных особенностей. Может понадобиться неделя, месяц, а то и год. Успех обучения зависит и от родителей, от выполнения ими рекомендаций, которые дают специалисты.

Снежана ПАСТУХОВА, воспитатель «Непосед» пяти–семи лет:

Снежана ПАСТУХОВА
Снежана ПАСТУХОВА

– К каждому ребенку можно подобрать «ключик», пусть даже и не с первого раза. Вот, например, Данил, он у нас самый маленький. Когда пришел к нам, ничего не умел и не хотел учиться. Со временем я поняла, что ему нравятся трудовые поручения: дежурить, поливать цветы, мыть посуду. Выполняя их, он научился самостоятельности, приобрел навыки гигиены. В этом году и Данил, и все наши воспитанники продемонстрировали успехи в развитии.

***

– В нашем арсенале множество различных методик. Например, психологи стали использовать новый метод мандал, — продолжает рассказ о работе «Виктории» педагог–психолог Валентина ПАЛИЙ. — Мандалы помогают корректировать эмоции и поведение. На выбор предлагаются мандалы, которые необходимо раскрасить. Чем и как, человек определяет самостоятельно. Готовая работа — отражение внутреннего состояния автора. Кроме психокоррекции мандалами мы организуем различные коммуникативно–двигательные тренинги. Недавно открыли школу диабета. Чаще всего у наших детей не развита коммуникабельность, отсутствуют навыки общения. И тренинги помогают справиться с этими проблемами.

Есть в Центре и ребята, которые занимаются по индивидуальному маршруту. Например, три дня — дома с учителем, а два — в «Виктории». В этом году так обучались 32 воспитанника.

Елена Зорюкова — учитель–дефектолог, также работает в Центре с открытия. После коррекционных занятий с ней воспитанники переходят в детские садики, коррекционную школу и даже в массовые образовательные школы.
Елена Зорюкова — учитель–дефектолог, также работает в Центре с открытия. После коррекционных занятий с ней воспитанники переходят в детские садики, коррекционную школу и даже в массовые образовательные школы.

Центр социальной психолого–педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» расположен по адресу: Нансена, 22. Телефон 46–69–28.

Комплексный центр соцобслуживания

Комплексный центр — единственное учреждение в Норильске, осуществляющее социальное обслуживание всех возрастных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предоставляет социальные услуги, предусмотренные государственным стандартом.

Ирина ШЕМИТ
Ирина ШЕМИТ

– В КЦСОН работают 237 специалистов различных профессий. Ежегодно мы оказываем помощь четырем тысячам граждан, большинство из которых — неработающие пенсионеры и инвалиды, — сообщила главный специалист организационно–методического отделения Ирина ШЕМИТ. В Комплексный центр она пришла работать 11 лет назад медсестрой. А потом переквалифицировалась и именно в социальной работе нашла свое призвание.

– Есть норильчане, которые и не знают о существовании нашего Центра или о том, какую помощь мы оказываем. С одной стороны, это хорошо — человек здоров, у него есть семья, живут они благополучно и в помощи не нуждаются. Но, с другой стороны, есть люди, которые остались одни, по каким–то причинам не могут самостоятельно о себе заботиться и не знают, куда обратиться. А еще хуже — знают, но отказываются, доводя себя до грани между жизнью и смертью, — рассказывает Ирина Борисовна, сопровождая нас в отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

***

Отделение временного проживания. Сюда направляются пожилые люди и инвалиды, нуждающиеся в социально–медицинской реабилитации. Здесь они получают не только помощь и поддержку, но и так необходимое им общение. В отделении они могут находиться до полугода, после чего, в зависимости от состояния здоровья, личного пожелания и других факторов, направляются домой, при необходимости — на надомное обслуживание либо на полное гособеспечение в краевые учреждения.

В отделении есть кабинет физиотерапии и медицинского массажа, зал лечебной физкультуры, зона отдыха, работает круглосуточный медицинский пост и социальная гостиница.

– Социальная гостиница, как правило, более востребована летом. Когда норильчане уезжают в отпуск, командировку или по другим причинам временно не могут обеспечивать уход за своими родителями, они обращаются к нам, — пояснила Ирина Шемит.

Вопрос выбора профессии для Натальи ЩУКИНОЙ был прост: «Кто, если не я, будет помогать людям?»

Наталья ЩУКИНА
Наталья ЩУКИНА

– Да, бывает сложно, — признается специалист по социальной работе. — Клиенты разные, у каждого свой характер, своя проблемная ситуация. Одни доброжелательны, другие агрессивны, но помощь–то всем нужна. Зато как радостно, когда удается разы-скать родственников наших подопечных.

Марина ПИВКИНА
Марина ПИВКИНА

– На прошлой неделе нашлась дочь одного из наших клиентов и заявила о своей готовности его забрать к себе в Казахстан. Видели бы вы, как он счастлив, — подхватила мысль своей коллеги Марина ПИВКИНА. Соцработником она стала несколько месяцев назад, пришла в КЦСОН из коммунальной сферы. Новая работа ей так понравилась, что уже стала образом жизни.

***

Социальный приют предназначен для детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи, временном проживании и социальной реабилитации.

Светлана ПАВЛОВА
Светлана ПАВЛОВА

– Ситуации, по которым к нам попадают дети, разные: конфликты в семье, болезнь или смерть родителей, случаи, когда родители остались без работы, средств к существованию и тому подобные. Основная наша задача — вернуть ребенка в родную семью. Если ее нет либо по каким–то причинам воссоединение с семьей невозможно, мы устраиваем ребенка в интернат или детский дом, — рассказывает заведующая соцприютом Светлана ПАВЛОВА. За 12 лет работы в приюте она привыкла к трудностям и не боится их.

Пока дети находятся в соцприюте, они проходят медкомиссию, курс реабилитации, адаптируются к социальной жизни.

Светлана Майданская
Светлана Майданская

Светлана Майданская пришла работать в приют воспитателем три года назад, сразу после университета. Сначала было страшно, хотела уйти, потом привыкла. «Что будет дальше — не знаю», — призналась она.

Воспитателям приюта помогают социальные работники. Они как нянечки в детском саду. И поиграют, и погуляют, и покормят, выкупают, что нужно выстирают, за школьные домашние задания усадят, спать уложат.

Оксана ТИТАЕВСКАЯ уж пять лет как соцработник, а ведь когда КЦСОН открывался, устроилась уборщицей:

Оксана ТИТАЕВСКАЯ
Оксана ТИТАЕВСКАЯ

– Мне нравится работать с детьми, помогать им. Мы учимся общаться с ними, а они с нами. И в результате достигаем определенного успеха. Помню одного мальчика, который вообще не умел разговаривать. По– русски он начал понимать уже через месяц, проведенный у нас, а через три, когда за ним пришли родственники, говорить на своем родном языке отказался, аргументировав тем, что не понимает его. Велел говорить с ним по–русски. Разница между тем, каких детей мы принимаем и каких провожаем, заметная.

Стационарное обслуживание осуществляется по адресу:

Талнах, ул. Маслова, 4. Телефон 37–56–28.

По вопросам обслуживания на дому, оказания психолого–педагогической помощи детям, семьям и женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, срочного социального обслуживания и за консультациями необходимо обращаться по адресу: Центральный район, ул. Комсомольская, 49в. Телефоны: 48–51–49, 46–61–62, 46–55–37.

Ежедневно в КЦСОН физиотерапевтические процедуры и массажи, назначенные врачом, делаются десятку, а то и более пациентов.
Ежедневно в КЦСОН физиотерапевтические процедуры и массажи, назначенные врачом, делаются десятку, а то и более пациентов.

Управление социальной политики

В Норильске живет 176 тысяч человек, и более ста тысяч из них являются потенциальными получателями какого–либо рода социальной помощи. На учете в управлении социальной политики состоят около 60 с половиной тысяч норильчан. Ежегодно на различные виды социальной поддержки жителей Норильска расходуется более миллиарда рублей, в том числе на:

 ежегодные выплаты «Почетным донорам России»;

 ежемесячные и ежегодные пособия на ребенка;

 ежемесячные выплаты семьям с детьми, в которых родители — инвалиды;

 оплату жилья и коммунальных услуг;

 компенсационные и ежемесячные выплаты родителям и законным представителям детей–инвалидов на их воспитание и обучение, компенсации расходов на проезд инвалидам к месту проведения обследования, медико–социальной экспертизы, реабилитации и обратно;

 компенсационные выплаты на ребенка от полутора до трех лет, не имеющего места в детском саду;

 ежемесячные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам труда края, пенсионерам, реабилитированным лицам, членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

 социальные пособия на погребение;

 материальная помощь на ремонт электропроводки;

 материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (средний размер такой помощи в 2011 году составил 8,6 тысячи рублей. В 2010 году — 7 тысяч рублей).

Из 19 действующих в Норильске долгосрочных муниципальных целевых программ при участии управления социальной политики в 2011 году реализовывались пять: «Социальная поддержка жителей Норильска», «Содействие выезду жителей Норильска в благоприятные для проживания регионы РФ», «Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков Норильска», «Негосударственное пенсионное обеспечение жителей Норильска», «Энергосбережение на территории Норильска». В 2012 году управление соцполитики приступило к реализации мероприятий ДМЦП «Доступная среда для инвалидов на территории Норильска».

Управление постоянно повышает качество оказываемых социальных услуг и внедряет новые формы работы с населением.

Со вступлением в силу Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» на управление возложили новую функцию — прием заявлений на материнский (семейный) капитал, оформление документов и выдача сертификатов.

Кроме этого, управление в текущем году активно готовится к межведомственному взаимодействию. Цель данной работы — сократить количество документов, предоставляемых гражданами для получения государственных и муниципальных услуг.

Занятия в тренажерном зале КЦСОН — самые любимые.
Занятия в тренажерном зале КЦСОН — самые любимые.

Наталья КОРОСТЕЛЕВА, начальник управления социальной политики:

Наталья КОРОСТЕЛЕВА
Наталья КОРОСТЕЛЕВА

– Уважаемые коллеги! Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — Днем социального работника. Это праздник людей, которые первыми принимают на себя волны людских проблем и в меру своих возможностей помогают их решать.

Помочь человеку, попавшему в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего одно движение, и жизнь пойдет в нужном направлении — плавно и безопасно.

Вы всегда рядом с теми, кто нуждается в социальной помощи и поддержке, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сердечность, трудолюбие, ваш высокий профессионализм вызывают уважение. Наш общий труд востребован, необходим обществу и государству.

Примите самые теплые слова благодарности за вашу самоотверженность, терпение, сострадание и доброту.

Управление социальной политики в Центральном районе:

ул. Советская, 14, телефон 46–06–95. Отдел в Талнахе:

ул. Полярная, 7, каб. № 1, 3, 4, 5, 7, 11,

телефоны: 37–13–15, 37–52–00, 37–17–72, 37–48–53.

Отдел в Кайеркане: ул. Шахтерская, 9а, каб. № 101, 102,

телефон 39–54–83.

Ксения НОВИКОВА

Фото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА

7 июня 2012г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.