МАУ ИЦ «Норильские новости»

Спорный вопрос

Спорный вопрос

Спорный вопрос

С 2006 года несколько субъектов России участвуют в эксперименте по введению ЕГЭ. Сегодня эта форма аттестации — уже повсеместная реальность. Как в контексте законодательном, так и по факту реализации.
Спорный вопрос

Системный подход

Чем за эти годы стал единый государственный экзамен: социальным заказом современного российского общества или очередной политэкономической надстройкой? Споров вокруг такой новой — для нашего государства — формы контроля над качеством образования не становится меньше. По большому счету общество давно разделилось на тех, кто против ЕГЭ, и тех, кто за.

Специалисты от образования говорят, что в подходе к ЕГЭ срабатывает экономический заказ со стороны представителей бизнеса и государства, а также социальный запрос общества на наиболее требуемые специализации. Учебные заведения составляют свои программы мониторинга уровня образования абитуриентов. Подобные схемы существуют в ряде европейских стран, объединенных в Евросоюз. Необходимость их выбора продиктована, прежде всего, общим экономическим пространством. Отсюда — важность выработки режима стандартизации, в том числе в сфере образования.

Другие берега

Говорят, опыт других стран вполне достаточен для того, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Например, американская система государственного тестирования — это непрерывный процесс на протяжении всего времени обучения, с возможностью выбора наилучших результатов и аннулированием (по закону!) оставшихся.

Интересен пример Франции. Там вопросы государственной аттестации стали приоритетными после деколонизации Алжира. Проблема экономической ассимиляции эмигрантов потребовала более мягких стандартов для менее способных абитуриентов. В стране закрепилась практика проверки только фактических знаний. Через некоторое время политическая активность части населения вынудила французское правительство признать реформу провалившейся. И как результат, государственная аттестация приобрела там рекомендательный характер, стала лишь элементом общей системы аккредитации учебных заведений, а также рейтинговой основой для абитуриентов.

Против

Образовательные и «антиЕГЭшные» сайты пестрят заметками о том, что «правила игры в сфере стандартов образования диктует стремление России реально присутствовать на мировом рынке (и, в частности, вступить в ВТО)». И тут у народа справедливо возникает вопрос: насколько требования лишь части мирового общества отвечают требованиям менталитета многонационального Российского государства? Обычный, в принципе, вопрос: почему решили за нас? Но пока им задаваться особо некогда: все, более чем стремительно, бежит вперед... Отсюда, видимо, и некоторая торопливость и скомканность самой реформы образования. Что ж, у нас это частенько сопровождает любые новаторства. Тем более в цепи системных государственных преобразований.

Второй среди основных аргументов неприятия ЕГЭ: существующая форма государственной аттестации явно усреднила требования до фактических знаний. Выявлению одаренных детей рамки ЕГЭ не способствуют, считают многие учителя, — «тут необходимы параллельные рейтинговые схемы аттестации: олимпиадные, конкурсные методики, участие в высшей и среднеспециальной зонах образовательного пространства».

За

При этом педагоги, в том числе и норильские, не устают повторять, что в целом результаты проведения государственного экзамена за последние два года показали явные плюсы. Прежде всего, у многих детей из так называемой провинции появились весомые шансы на поступление в лучшие вузы страны, никогда ранее так широко не было доступно высшее образование.

Положительным моментом называют и прозрачность предъявляемых к выпускникам требований, и другие показатели. А вот качество базы заданий претерпело серьезные изменения: «Опыт первых экспериментов показал необходимость особого подхода в выборе заданий и особенно грамотных формулировок — не всегда соблюдается принцип однозначности вопросов и ответов».

Как часы

Всякая истинная идея уязвима. Достоинство новой идеи не в том, что в последний момент ее можно подогнать под имеющиеся факты, а в том, что в ней, как в хорошем часовом механизме, все колесики на своих местах — стоит переставить хоть два из них, остановится вся сложная машина, и потребуется настоящее искусство, чтобы отыскать причину поломки. И в этом действительно заключается прогресс. А не в бесконечно хлопотном и неинтересном ремонте.

С образовательных сайтов:

• «В свете глобализации мировой экономики российское образование должно отвечать мировым стандартам и участвовать в мониторинге качества по общепринятым нормам. Наилучшим образом эту задачу решает Единый государственный экзамен. Особенно в цикле научно– естественных дисциплин».

• «Практика последних лет показывает, что, несмотря на муссирование темы о крахе образования как системного организма, российские ученые все еще удерживают позиции лидерства во многих областях. Это ли не аргумент в пользу российской школы и образования в целом?!».

Подготовила Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

20 января 2012г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.