Люди, как дети
Люди, как дети
На Западе многие разделяют мнение о том, что умирать богатым стыдно, — частная благотворительность там — дело обычное и почетное одновременно. Люди–«кошельки» добровольно передают гигантские доли своего капитала в благотворительные фонды, оставляя наследникам лишь необходимый «прожиточный минимум». В России же к благотворительности пока относятся настороженно.
Норильчане о том, что где–то как–то и кому–то требуются пожертвования, знают, но идут навстречу крайне редко. Причина не в черствости. Большинство просто не владеет информацией о том, каким образом можно оказать реальную помощь людям, попавшим в беду. А многие не верят в то, что переданные ими деньги дойдут до тех, кто в них действительно нуждается.
Кроме того, благотворительность в крупных размерах — дело щекотливое, а иногда даже опасное: приходится платить дополнительные налоги, к тому же подобная щедрость может вызвать нездоровый интерес у различных контролирующих органов.
Какие бывают фонды
Первые частные благотворительные фонды появились в России в конце 1990–х годов. Один из самых известных и крупных – благотворительный фонд Владимира Потанина – был создан для поддержки отечественного образования и культуры и формируется из личных средств Потанина и отчислений компании «Интеррос». Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий талантливым студентам и курсантам, а также перспективным преподавателям. Благотворительные выплаты фонда составляют порядка десяти миллионов долларов в год.
Кроме больших и частных фондов в стране есть еще корпоративные, семейные, конфессиальные благотворительные организации; фонды, организованные предприятиями, сообществами людей по интересам и задачам различного характера, и прочие.
Норильск жертвует
В Норильске благотворители, несомненно, тоже существуют. Самым крупным благотворителем в Норильске, как нетрудно догадаться, является Заполярный филиал «Норильского никеля». Однако он не стремится особо афишировать свою благотворительную деятельность, поэтому в СМИ попадает сообщения лишь о малой толике добрых дел компании.
Остальные благотворители по масштабам оказываемой помощи гораздо скромнее, к тому же их немного. Однако и они жертвуют свои средства в пользу малоимущих, попавших в трудную жизненную ситуацию людей, а также на развитие спорта, туризма, образования, культуры и строительство храмов.
Совсем недавно, этой осенью, один благотворительный фонд собрал немалую сумму на строительство храма Луки Войно–Ясенецкого — основание церкви воздвигнуто в Комсомольском парке.
В свое время художники Норильска открывали благотворительную выставку в пользу детей, оставшихся без попечения родителей. Многие выкупленные за немалые суммы работы тут же были отданы в дар общежитию для сирот, достигших 18 лет.
Еще пример: когда в «Арктике» рухнул лед, команда друзей–предпринимателей во главе с известным благотворителем Олегом Беденцом готова была на свои средства взяться за его восстановление. Тогда частникам не пришлось тратиться — комбинат и администрация взяли это дорогостоящее дело на себя, и ребята–коммерсанты перечислили свои деньги на нужды детей из малообеспеченных семей.
— Недавно к нам пришел молодой человек, — рассказывает председатель благотворительного фонда «Территория добра» Ксения ШАГВАЛЕЕВА, — и пожертвовал крупную сумму денег для малышей, которые живут в сестринском отделении норильской детской больницы.
Механизм благотворительности
Как представитель фонда, который в первую очередь занимается социальными программами, Ксения рассказывает о механизмах оказания разного вида помощи:
— Мы утверждаем свои программы и действуем строго в рамках уставной деятельности. Вначале получаем документально подтвержденные обращения от организаций или горожан, после рассматриваем их и вносим в одну из благотворительных программ.
У каждой помощи — свое русло: это могут быть средства на поездку спортсменов или танцоров, поддержка одаренных детей, многодетной семьи и так далее. На каждый вид помощи составляется договор пожертвования и акт приема–передачи. Человек вносит определенную сумму, оформляет приходно–кассовый ордер. Квитанция остается у него. Если дарители–благотворители передают подарки людям лично в руки, мы просим у них фотографии–подтверждения.
Проекты кризисного фонда «69 параллель» по большей части перетекли в наш фонд, а вот организации «Матери против наркотиков» и «Преображение России» действуют автономно. Нашему фонду скоро четыре года. Могу уверенно сказать, что самый масштабный и востребованный вид помощи — социальная поддержка. Мы в городе уже настолько известны, что мало какие норильские мероприятия обходятся без «Территории добра». Если мы чувствуем, что с наплывом обращений не справляемся, то пишем письма индивидуальным предпринимателям.
Например, когда к нам обращаются из 17–го лицея, где учатся дети–сироты, с просьбой обуть ребят, мы напрямую звоним предпринимателю Константину Черненко («Обувная лавка»). Костя мигом откликается: «Пусть хоть сегодня приходят — обуем».
Елки и ромашки
Сейчас в Норильске проходит несколько благотворительных акций. Часть их них — предновогодние, ориентированные на сбор и развоз подарков для детей из малоимущих семей, одиноких людей и инвалидов. К таковым относится, например, акция «Подари ребенку праздник». Или «Добрая елка» — благодаря ей воспитанники социального приюта и дети из малообеспеченных семей уже пятый год подряд получают к Новому году сюрпризы и сладости.
По акции «Подарки любят все» добровольцы и сестры милосердия в канун Нового года будут развозить подарки в хоспис, больницы, центр на Маслова, по домам немощным людям (телефон устроителей 46–52–22).
Есть еще «Белая ромашка»: благотворительная ярмарка в рамках этой акции состоялась в минувшую субботу в Норильском православном духовном центре. Акция ориентирована на помощь смертельно больным норильчанам (телефон устроителей 34–28–75).
С «Территорией добра» и администрацией города в деле оказания помощи нуждающимся горожанам сотрудничают не только «Обувная лавка» или «Жар.Птица». Никогда не отказываются от участия в благих делах «СтройГрад», «Северная вода», «Маленький гений», организация «Арктур», ООО «Трасса», «Байкал–2000», Алан Царикаев, Александр Харитонов, организация «Необычные люди» и многие другие Сердечные компании и горожане.
Часто некоторые из организаций и частных лиц желают остаться неизвестными и просят не упоминать их в списке благодетелей.
Наша «Ромашка»
О масштабах финансовой помощи история обычно умалчивает. При этом есть открытые программы поддержки, которые устраивают отдельные городские организации.
Например, в этом году «Заполярка» придумала и устроила акцию «Добрая ромашка». Десятки одиноких людей и многодетных семей благодаря тем, кто откликнулся на призыв поучаствовать в ней, теперь получают нашу газету. Оплатить подписку на городское издание захотело немало норильчан. Еженедельно в ходе акции мы писали и об этих благотворителях, и о получателях.
«Приятно не только получать, но и дарить», — так считает большинство людей. На этом, наверное, и держится мир.
Марина КАЛИНИНА
Фото из архива редакции