МАУ ИЦ «Норильские новости»

Поединок со смертью

Поединок со смертью

Поединок со смертью

«Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева, рассказанная Тимуром Файрузовым, в минувшие выходные потрясла малую сцену Норильского Заполярного театра драмы. Каждый из трех премьерных дней завершался бурными овациями.
MORI (Варвара Бабаянц)

На сцене — интерьер старой квартиры с протекающим потолком, затянутым полиэтиленовой пленкой. В воде, скопившейся в полиэтилене, плавают золотые рыбки — Мишка, Гришка и Федор. Огромный диван, который был новым в начале прошлого века, стол, трехстворчатый шкаф с зеркалом. Последний — это не просто предмет мебели, это дверь в мир иной, где давно уже заждались главного героя, роль которого исполнил Андрей Ксенюк.

По замыслу автора к старику, доживающему свой век, приходят давно умершие герои прошлого — Ленин, Сталин, Елизавета II, Любовь Орлова. Богаев прописал этих персонажей как реальных людей, рассчитывая, что их сыграют на сцене артисты. Так, собственно, эта пьеса и ставилась на многих российских и зарубежных сценах. Тимур Файрузов увидел эту историю по–другому. В схватке человека со смертью не может быть посторонних, поэтому MorI (Смерть) на норильской сцене играет кукольными образами прошлого. По мнению Файрузова, когда на сцене, кроме старика и его смерти, нет живых артистов, только куклы, ситуация поединка обостряется, и все становится на свои места. Кстати, образ самой Смерти, которую исполнила Варвара Бабаянц, тоже придумал режиссер спектакля, а не автор пьесы. В оригинальном произведении в финале герой просто получает от своей смерти письмо — она сама на сцене не фигурирует.

По словам Варвары, в начале работы над ролью ей было достаточно сложно: нужно было, чтобы игра с куклами не была похожа на слабоумие.

– Когда ребенок играет с куклами — это органично. Взрослая женщина, делающая то же самое, может показаться умалишенной, а нужно было достичь той тонкой грани, когда это выглядело бы обаятельно. Поначалу сложилась ситуация, когда было понятно, каким должен быть образ, но как его подать, было неясно. Никак не получалось «выйти из шкафа», так сказать, войти в роль. А вот когда ты вырываешься на воздух из того «шкафа», где было тяжело, темно и ничего не получалось, вот тогда начинаешь получать от работы удовольствие, — рассказывает Варвара.

Старик (Андрей Ксенюк)
Старик (Андрей Ксенюк)

– Хорошо, что такая тема появилась на сцене, — говорит Андрей Ксенюк. — О стариках ведь говорят мало. Как они живут на нищенскую пенсию, платят огромную квартплату, покупают лекарства. Никто о них не думает, отслужили свой срок — и на свалку. Замечательно, что такая проблема поднята, потому что от судьбы одинокого человека никто не застрахован. Это нужно понимать каждому, всем.

Отмечают норильские зрители не только игру актеров, но и удивительное оформление сцены, идея которого принадлежит московскому художнику Андрею Тимошенко. С его работой норильчане могли познакомиться на «Оркестре «Титаник». Для «Русской народной почты» он приезжал в Норильск дважды — такова обычная схема работы художника. Вначале, в марте, им были представлены эскизы и дано задание декорационному и пошивочному цехам. Затем, уже перед премьерой, художник занимался непосредственным оформлением сцены, проверял работу всех деталей интерьера. Вода, звонко капающая с потолка в тазики, расставленные на полу, проектор, установленный в телевизоре, диван, из которого герой достает кастрюльку с горячей лапшой и — основная деталь — шкаф, из глубин которого появляется и куда уходит Смерть — это плод творчества Тимошенко. Впрочем над оформлением спектакля работали все. Идея со стаканом, с помощью которого герой слушает звуки из внешнего мира, принадлежит Тимуру Файрузову. На стенах комнаты — фотографии из семейного архива самого Андрея Ксенюка.

По мнению Тимошенко, спектакль в результате получился очень «европейским», не провинциальным, уровень его соответствует самым высоким требованиям театрального искусства.

Марина АНДРИЮК

Фото Владимира МАКУШКИНА

7 июня 2011г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.