МАУ ИЦ «Норильские новости»

Открытый финал

Открытый финал

Открытый финал

Долгожданная премьера состоялась — «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского в минувшие выходные были представлены на суд зрителей Норильского Заполярного театра драмы.
Савва Васильков (Степан Мамойкин) и Лидия Чебоксарова (Евгения Хитрина)

Заявлена пьеса как комедия, но ошибется тот, кто придет в театр, чтобы от души похохотать над забавным сюжетом. Спектакль поставлен по произведению, в котором мало комедийности, однако автор вслед за классической драматической школой называет его комедией. Так, как Пушкин обозначает «Бориса Годунова» как «Комедию о настоящей беде Государства Московского, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». По словам режиссера спектакля Анатолия Кошелева, комедийных ситуаций в литературе Островского немало, но в данном случае «комедия» — это не определение жанра в современном ее понимании.

Совсем недавно театралы смогли оценить спектакль «Обломоff» Владимира Гурфинкеля. Впечатление относительно этой постановки у многих было довольно неоднозначным, и мнения — хорош спектакль или плох – разошлись. Однако «Обломоff», несмотря на то что он поставлен также по мотивам классики, это новая драматургия. В этом «Обломове» нет однозначного течения философской или нравственной мысли. Здесь эпизоды достаточно разрознены, они заставляют думать о разных вещах, а не о чем–то однозначном.

«Бешеные деньги» — постановка иного рода, это сокращенный и сконцентрированный, но все же оригинальный текст Островского. Правда, финал спектакля, который увидели премьерные зрители, — это отступление от классической развязки пьесы, причем, по словам Анатолия Кошелева, не факт, что таким его и оставят.

– Мы пробовали разные финалы — и с выстрелом, и без. Пока это все в пробе. Будет выстрел вызывать какое–то отторжение или непонимание у зрителей, значит, попробуем оставить без выстрела. Вообще, возможно, мы будем менять финал и играть один спектакль так, другой — эдак: искать нужную точку для постановки, ведь здесь финал определяет мораль всей истории.

Егор Глумов (Павел Авдеев), Надежда Чебоксарова (Нина Валенская) и Иван Телятев (Сергей Ребрий)
Егор Глумов (Павел Авдеев), Надежда Чебоксарова (Нина Валенская) и Иван Телятев (Сергей Ребрий)

Немалая заслуга в том, что постановка получилась именно такой — полной и в тоже время открытой для полемики — принадлежит балетмейстеру Николаю Реутову. Он задал настроение спектаклю, за счет танцев и движения героев некоторые сцены обострил, некоторым придал страсть и экспрессию.

Главная роль в спектакле — Евгении Хитриной, с которой норильчане могли познакомиться на «Шикарной свадьбе», там актриса играет горничную. Роль Лидии Чебоксаровой — первая крупная работа молодой артистки в нашем театре. По ее словам, с премьерой осмысление роли для нее только началось, и в отпуске она еще подумает, как можно поиграть с образом героини.

Хотя к работе над постановкой труппа приступила еще в марте, репетиций в общей сложности было немного. Кроме того, практически перед премьерой у Дениса Ганина, исполнителя роли Телятева, случился перелом, и в спектакль пришлось срочно вводить Сергея Ребрия. В итоге, по словам Евгении, ей самой не хватило репетиционного времени, поэтому она очень нервничала. Впрочем зрителю этого волнения видно не было.

Что касается самого образа главной героини, то мы видим на сцене избалованную, испорченную девушку, знающую себе цену и в итоге – стремящуюся к выгодному браку, подороже себя продать. По ходу пьесы она не меняется, равно как и ее окружение, меняются только обстоятельства, заставляющие людей поступать так или иначе. Во многом сюжетная линия перекликается с «Бесприданницей». Так же как и Ларису до ее замужества Лидию окружают красующиеся молодые люди, яркие, как бабочки, безденежные, бесперспективные и не собирающиеся на ней жениться. Они только развлекаются, проводят время и флиртуют. А она, не испытывая нравственных мучений, которые переживала героиня «Бесприданницы», держит своих ухажеров на коротком поводке, но замуж тоже не идет. Лидии нужен богатый, красивый, состоятельный человек, но которого она могла бы полюбить. Эта ситуация, по мнению Анатолия Кошелева, важна, потому что предполагает в человеке, за которого Лидия хочет выйти замуж, некий конгломерат качеств. В этот обязательный набор качеств входит и любовь к ней самой, а так как по–настоящему никто из окружающей «тусовки» ее не любит, то никого героиня к себе и не подпускает. В итоге обстоятельства, возникшие вокруг семьи Чебоксаровых, заставляют девушку сделать выбор в пользу денег, она выбирает Василькова, в чем, собственно, и заключалась главная ошибка.

Большую работу над постановкой проделал балетмейстер Николай Реутов
Большую работу над постановкой проделал балетмейстер Николай Реутов

Васильков, в роли которого выступил Степан Мамойкин, человек деловой и знающий, что ему надо. У него все идет хорошо, он зарабатывает деньги и есть перспектива купить себе любую невесту, но тут в расчеты вмешивается любовь, он женится на Лидии. В итоге все пошло не так, как он планировал.

Свадьба — второй этап отношений Лидии с мужчинами, это граница, после которой она уже может иметь любовника. Запрет ушел, и началось соблазнение этой женщины.

Концентрированным воплощением философии спектакля стали три монолога. Рассуждение Кучумова о жизни в настоящее время: а лучше ли нынешнее, чем прежнее? Это своеобразная ностальгия по прежним временам — кто такой Васильков и чьи нынче дворцы? Монолог матери Лидии о муже, который не знал разницы между своими деньгами и государственными: может, его и посадили, но он все же герой! И третий — ключевой — размышления Телятева о бешеных деньгах: пришло новое поколение Васильковых, жестоких, целеустремленных, не желающих воровать, потому что бизнес должен быть прозрачным. Эти монологи–точки соединяясь и образовывают основную канву спектакля, то, о чем режиссер хотел поговорить со зрителем.

Марина АНДРИЮК

Фото Владимира МАКУШКИНА

3 июня 2011г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.