МАУ ИЦ «Норильские новости»

Без тормозов

Без тормозов

Без тормозов

Норильские спасатели вновь и вновь предупреждают горожан, что выходить на лед окрестных водоемов опасно. На Норилке, других реках и озерах — забереги, уже вскрылась река Талая.
Без тормозов

Олег Петров
Олег Петров

Межсезонье отличается не только опасностью тонкого льда, но и тем, что спасение неудачливых охотников и рыбаков сильно осложняется непроходимостью транспорта. Ни треколы, ни вездеходы спасателей уже не могут форсировать забереги и верховую воду. Выручают только аэросани–амфибии, которые на днях журналистам продемонстрировал начальник аварийно–спасательного отряда экстренного реагирования (АСОЭР) Олег ПЕТРОВ:

— У отряда есть двое аэросаней «Патруль», изготовленных саратовской фирмой «Торэкс». Мы закупили их осенью 2008 года, то есть эксплуатируем третий сезон. Аэросани хороши тем, что они всесезонны и многосредны. На них можно ехать по открытой воде, снегу, льду, болоту, отмелям и перекатам — в общем, там, где не пройдет другая техника. «Патруль» легко переходит с воды на лед — и наоборот, что особенно актуально во время ледохода или ледостава.

Правда, аэросани потребляют довольно много горючего, практически литр на километр, но это оправданно, ведь зачастую речь идет о человеческой жизни. Только в прошлом году мы с помощью аэросаней разыскали и вывезли восемь человек: были и травмированные туристы, и по шуге мы снимали рыбаков с вмерзшей лодки. Этой весной также спасли заблудившегося охотника.

Валерий Сбитнев
Валерий Сбитнев

Внешне аэросани напоминают лодку, днище которой покрыто чешуйчатой пластиковой обшивкой. Она защищает надувные баллоны, создающие дополнительный запас плавучести. На корме — мотор и авиационный винт с углепластиковыми лопастями. Заявленная скорость доходит до ста пятидесяти километров в час, но это зависит еще от ветра и поверхности, по которой едут аэросани.

Это техника специфичная, она не так проста в управлении. Водить аэросани доверяют только самым опытным спасателям, таким, как Валерий Сбитнев, который в аварийно–спасательном отряде работает со дня его открытия, то есть 11 лет.

— Когда я впервые сел за руль «Патруля», — рассказывает Валерий, — было, конечно, непривычно. Например, у аэросаней вообще нет такого понятия, как тормоз. Чтобы остановиться, нужно либо сбросить газ и ждать, когда свое дело сделает сила трения, либо разворачиваться на 180 градусов, нечто похожее на полицейский разворот. Но самое главное все–таки то, что аэросани проходят там, где больше ничего не пройдет. А значит, мы можем хорошо делать свою работу.

Светлана ГУНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

24 мая 2011г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.