МАУ ИЦ «Норильские новости»

Да будет дождь!

Да будет дождь!

Да будет дождь!

Фестиваль «Параллели» открылся вчера премьерой спектакля в постановке народного артиста России Александра ЗЫКОВА «Продавец дождя» по пьесе Ричарда Нэша. Зыков не был в Норильске больше пяти лет и любезно согласился пообщаться с «Заполярной правдой» на тему фестиваля и своей новой работы на норильской сцене.

Александр Зыков
Александр Зыков

Напомним, бывший художественный руководитель Заполярного театра драмы Александр Зыков поставил в Норильске более десятка спектаклей (среди наиболее известных — «Самоубийца», «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил», «Сказка Арденнского леса», «Кин IV», «Королевские игры», «Чума на оба ваши дома», «Укрощение строптивой», «...А этот выпал из гнезда»). В 2006 году он уехал из нашего города. Сейчас Александр Маркович руководит академическим драматическим театром «Красный Факел» в Новосибирске.

О своей новосибирской жизни и работе Зыков отзывается позитивно. Ему там все нравится: большой город, большой театр, хорошая труппа, замечательные условия и атмосфера. При этом норильского зрителя и норильскую ауру театральной жизни он вспоминает с особой теплотой. «Мне с этими ребятами интересно работать», — говорит режиссер.
Несмотря на длительный перерыв в общении, его контакт с нашей труппой состоялся наилучшим образом. Весь состав норильских артистов, занятых в «Продавце дождя», вся творческая и рабочая группа: художники, осветители, музыканты, сотрудники многочисленных театральных цехов — в течение двух месяцев с удовольствием трудились под руководством Александра Марковича над созданием новой норильской постановки.

«Весь мир сошел с ума, и спасти его может только настоящий безумец»

Итак, норильчане как хозяева фестиваля искусств «Параллели», получили право открыть своим спектаклем театральный форум.
Романтическая комедия, в которой главного романтика и почти «мессию» Старбака блистательно сыграл Сергей Ребрий, — практически беспроигрышный жанр для любого театра и любого времени. Старбак, по сути, мошенник и прохиндей, попадает в дом типичной американской семьи и предлагает хозяевам ранчо избавиться от изнуряющей округу засухи. Тут–то в доме и начинаются крутые перемены. Заканчивается все тем, что некрасивую дочь главы семейства Лиззи (ее играют в паре Юлия Новикова и Галина Савина) Старбак чудесным образом делает счастливой. В конце спектакля гремит долгожданный гром — небеса по причудливым просьбам заклинателя дождя все же посылают на землю спасительную влагу.

Притча о том, как нам нужен прорыв в отношениях, свобода, ветер перемен — трактовать историю о продавце дождя, способного изменить мир вокруг и внутри каждого из нас, можно как угодно.

— Какой все–таки дождь нужен нам, нашей стране? А Норильску? — спросили мы у режиссера.
— А вот это уже вопрос политический. Сами думайте, — ответил мастер.

Кстати, «Продавца дождя» Зыков (с той же командой — художником Олегом Головко, художником по свету Денисом Солнцевым, балетмейстером Николаем Реутовым и музыкальным оформителем Андреем Федоськиным) ставил и в Новосибирске. Оба спектакля отличает оригинальный перевод пьесы. Не секрет, что в советские времена ее переводили с учетом идеологии периода холодной войны, выставляя Запад и США в довольно неприглядном свете. По словам Зыкова, сегодня это выглядит как минимум нелепо. Так что более свежий перевод с английского для постановки Александра Марковича по его личному заказу делала лингвист Яна Глембоцкая.
Режиссер уверен, что норильский спектакль отличается от новосибирского большей глубиной и особой харизмой исполнителя главной роли:
— В нашем случае герой Ребрия — далеко не мачо, как в «Продавце» новосибирцев, а абсолютно драматический персонаж. Это одновременно и лирик, и трагик, и шут. Человек, у которого рвется сердце. Клоун, который снимает грим, и кажется, что у него вот–вот потекут слезы...

Спектакль действительно получился классным — светлым, позитивным, музыкальным, щемящим и пронзительным, с изрядной порцией юмора и даже волшебства. Никакого пафоса, нафталина, занудства, никаких повторов или банальностей. От него веет какой–то свежестью. И не только потому, что во время последней сцены реально идет дождь... Судя по реакции первых зрителей, можно сказать, что с большой вероятностью «Продавец дождя» станет самым любимым спектаклем норильчан.

Красота в Норильске

В свое время Александр Маркович одним из первых обозначил идею создания фестиваля, подобного тому, что открылся сейчас в Норильске. «Люди, которые живут в таких суровых землях, на таких сложных северных территориях, наиболее достойны того, чтобы наслаждаться искусством, видеть больше красоты», — считает он.
— ...Почему у вас с Мокровым (художник, сделавший с режиссером Зыковым много спектаклей. — Авт.) столько всего яркого, спрашивали у нас в Норильске после очередной постановки. Сейчас, говорили, в моде минимализм: на сцене, как правило, две железки, три доски... Тенденции, мол, нынче другие... А мне плевать, какая на дворе тенденция — каждый театр должен существовать по своим законам. И если, выходя в этом городе на улицу, я не вижу красок, то хочу, чтобы где–то в другом месте они так или иначе присутствовали, возмещая мне цветной мир.
По приезде в Норильск внутри у меня что–то екнуло. Ведь я провел тут 19 лет жизни — это мощно. Согласитесь, Крайний Север — место, не совсем приспособленное для жилья. А я жил! И мне было хорошо! В основном благодаря тому, что моя жизнь состояла из репетиций, общения внутри театра, здесь было тепло, уютно, тут кипели эмоции. Так что облупившейся штукатурки на домах я практически не видел. Можно назвать это параллельным миром, бегством от реальности. Так 19 лет и убегал (смеется. — Авт.).
...Вижу ли я продолжение каких–либо контактов с Норильским Заполярным? Почему бы и нет? Форма взаимодействия может быть любой. Так что зовите.
Марина КАЛИНИНА
Фото Владимира МАКУШКИНА

30 сентября 2011г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.