МАУ ИЦ «Норильские новости»

Дай лапу, друг!

Дай лапу, друг!

Дай лапу, друг!

В центре «Виктория» вчера царил радостный переполох — группа из 14 воспитанников центра отправлялась знакомиться с мохнатыми питомцами Геннадия Полторыхина.
Дай лапу, друг!

Занятия детей с животными называют анималотерапией, это направление подразделяется на ипотерапию, дельфинотерапию и канистерапию — занятия с лошадьми, дельфинами и собаками. В мире очень успешно используется для лечения самых разных недугов, например, ДЦП или аутизма у детей. В Норильске до сих пор ничего подобного не практиковалось ввиду отсутствия подходящих животных: дельфинов и лошадей у нас не водится, а вот собаки — дружелюбные и общительные — появились у Геннадия Полторыхина не так давно. Они, как оказалось, и станут первопроходцами на пути освоения канистерапии в Норильске.
Специалисты центра социальной психолого–педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» в свое время разрабатывали специальную программу, которая предполагала работу детей с животными. На безрыбье пробовали использовать картинки и плюшевые игрушки. Эффект от таких занятий был довольно слабым. А вот погладить мохнатую морду, которая каждую секунду норовит лизнуть, покормить с руки дружелюбных попрошаек — это именно те ощущения, которые мало что может заменить, когда нужно снять у ребенка чувство тревожности, страха, помочь в социализации.
Это первый визит, никакое не занятие, просто знакомство. Выйдя из автобуса, ребята подошли к вольеру, у которого столпился десяток собак. Какое– то время рассматривали друг друга: дети — осторожно, собаки — восторженно. Геннадий Полторыхин по–хозяйски разрядил обстановку: принес несколько горстей печенья и предложил ребятам угостить четвероногих:
–Не надо бояться, кладите печенье на открытую ладошку, собаки сами возьмут его у вас с руки. Вот это — Бася, он самый маленький...
Самый маленький и нетерпеливый Бася так шумно требовал угощение, что страх у многих детей прошел сам собой. Ну а после такого знакомства можно было уже и обниматься, и целоваться. Вначале по одному, а потом гурьбой ребята заходили в вольер к новым друзьям. Восторгу детей и животных не было предела. Пятилетнюю Мику, самую юную гостью питомника, поначалу пускать к собакам боялись, но в конце концов уступили требованиям девочки и потом долго не могли увести ее обратно.
По словам методиста центра, воспитанники «Виктории» обделены общением с животными, на то есть особенные причины:
– Мало кто из родителей этих детей, имеющих такие проблемы со здоровьем, рискует заводить дома животное. Разве что небольших — кошек, например. Кроме того, дети у нас вообще мало куда выходят, и общения с животными у них очень мало. Это первый опыт. Мы заранее старались каждого подготовить, провели серьезную индивидуальную работу. Но страх, конечно, присутствовал.
Психолог центра «Виктория» поделилась своими наблюдениями:
– Это кажется, что дети подошли, постояли, освоились, покормили собак с руки — и страх прошел. Тут не все так просто. Вот Дима, допустим, несколько раз пытался протянуть руку, но не решался погладить собаку, мы предлагали сделать это вместе, чтобы ладошка на ладошке, и все равно ему было страшно. А потом потихонечку он сам осмелился.
Польза от, казалось бы, нехитрого общения, по словам специалистов центра, колоссальная.
– Прежде всего это социальная адаптация и коррекция эмоциональной сферы детей. Коррекция страха. Вот Мика, допустим, сама вызвалась зайти в вольер. Собаки почувствовали отношение к ним детей и стали давать лапу, лизаться, позволили обнимать себя. Если с первой встречи установился такой контакт, то есть смысл говорить о системных занятиях. Главное — чтобы общение было не разовым.
Стоит отметить, что, говоря детям о доброте и покладистом характере собак, взрослые уточняют: далеко не у всех животных такой добрый нрав, на улице к незнакомым собакам подходить все–таки не стоит.
– Мы планировали открыть школу молодого каюра и заняться канистерапией, — рассказывает Геннадий Полторыхин, — московские и питерские центры работают в этом направлении давно и достаточно успешно. А в Норильске такого рода терапией пока никто не занимался. Сейчас нам предстоит выбрать собак, которые будут соответствовать всем требованиям. Для работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом или аутизмом, нужен определенный набор качеств. Кроме того что собака должна быть доброжелательной, она должна быть терпимой ко всему, потому что многие детки не контролируют моторику, они могут невольно причинить собаке боль, и она должна это вытерпеть, не огрызнуться. Потом собака должна быть так же, как человек, погружена в работу. Я посмотрел, как общаются собаки с детьми, и уже вижу, кто подошел бы для этой работы.
Прощались ребята с псами, как старые добрые друзья, причем прощались ненадолго: скоро они приступят к систематическим занятиям, а с приходом зимы детям обещали еще и научить их искусству управлять собачьей упряжкой.
Поездка была организована управлением социальной политики администрации Норильска в рамках акции «Город равных возможностей».
Марина АНДРИЮК
Фото Владимира МАКУШКИНА

22 сентября 2011г. в 18:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.