МАУ ИЦ «Норильские новости»

Ничего, что дублёры растерялись

Ничего, что дублёры растерялись

Ничего, что дублёры растерялись

В сорок третьей школе Талнаха прошёл день самоуправления, или иначе - день дублёра.

На пороге школы старшеклассники, переодетые в серую форму охранников, поинтересовавшись целью моего визита, любезно пропустили меня внутрь, предупредив, что праздник уже начался. На втором этаже я увидел странно одетых и непрерывно галдящих учителей. На время они стали учениками первого класса и всячески старались оправдать это звание.

Мне посчастливилось наткнуться на отъявленных хулиганов. Первый "А" представлял собой класс так называемой "коррекции". Два "бывших" учителя физкультуры, нацепив поролоновые шляпы, непрерывно двигались. Они стреляли из рогатки, дёргали "одноклассниц" за косички. "Девочки" тоже не оставались в долгу.

Но прозвенел звонок, и ватага новоявленных учеников отправилась в класс. Уроки были подготовлены будущими выпускниками, ставшими на сегодня учителями, и длились всего десять минут. "Здравствуйте, дети, встаньте, пожалуйста, и поприветствуйте учителей". На уроке присутствовали три старшеклассника. Двое вели занятия, а третий пытался следить за порядком. Слабо повиновавшийся первый "А" встал и после приветствия расселся за парты. Началась перекличка. "Заворина Белла, Петрова Инга, Боровков Игорь, Калинин Денис..."

Воздушное пространство класса постоянно барражировали бумажные истребители, реактивные снаряды, запущенные из рогаток, большие разноцветные записки и воздушные шарики. ...Только что прибыла очередная записка, интересуюсь содержимым. "Меня вечером в кино зовут, а мама денег не дала, так вот мальчишки обещали всех за свои деньги сводить после уроков". У некоторых бесчинствующих элементов оказался плеер. Новоявленные учителя постоянно пытались успокоить своих подопечных, угрожая вызовом в школу родителей или прогулкой к директору. А беснующиеся ученики непременно пытались сорвать урок.

...На первом - математике - было предложено на доске нарисовать геометрические фигуры. "А пойдёт отвечать... Заворина Белла". Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек. "Ты ему ещё лыжи подрисуй". Эту реплику "ученица" приняла как руководство к действию. За что и получила пять баллов. Надо отметить, что за весь учебный день плохих отметок не было ни у кого.

Звенит звонок, урок закончен. У другого класса по расписанию пение. "Ребятишки" под фонограмму "минус один" поют песню "учителям", а те в свою очередь угадывают её название. В этом классе собрались воспитанные "дети", поэтому всё прошло чинно и благопристойно. Через десять минут звонок, и в дверь вламывается следующий класс, не успев выпустить предыдущий. Опять шум, гам, крики. Ошарашенные таким поведением взрослых дублёры теряются и пытаются урезонить подопечных.

На следующий урок - чтение - отправляюсь в другой класс. Здесь ученики тоже не отличаются дисциплинированностью, опаздывают, шумят... К доске вызывают всех по очереди. Необходимо расписаться на плакате, а затем с закрытыми глазами, левой рукой начертить своё имя и фамилию. Не всем это удаётся. Одну сильно шумевшую "ученицу" выгоняют из класса.

Урок истории в любимом первом "А" посвящён древнему Египту. Две "девочки" обматывают мальчиков туалетной бумагой: делают мумию.

Шумно и весело день самоуправления идёт к "закату". На торжественной линейке "ребята" поют под гитару, и всем "ученикам" вручается поощрительная шоколадка за хорошую успеваемость. Дальше ученики-дублёры будут вести уроки в обыкновенных классах.

После сладкого организатор всего этого беспорядка - Белла Заворина, заместитель директора школы по воспитательной работе, нашла время пообщаться со мной.

- Наш класс был классом коррекции. Заранее распределили роли. Собрались в спортзале и вытягивали билеты: кому какая роль достанется. Я была ябедой и все уроки жаловалась. Обязательно на урок опаздывали, шумели и всячески нарушали дисциплину. С нами в классе были два учителя физкультуры, учитель музыки, иностранного языка. В одном из классов была и.о. директора школы. Каждый год пытаемся день самоуправления сделать по-новому, но идея остаётся.

- Среди дублёров только учителя?

- Нет. У них есть свой директор, завуч, администрация, учителя и дежурные.

- Наверное, вы помогали ребятам?

- Основная нагрузка, конечно, ложится на учеников, но я им помогаю, спрашиваю, что готовится к дню дублёра, чтобы ориентироваться в происходящем. У нас существует cовет интересных дел, организующий все мероприятия. Он не постоянный по составу, в зависимости от готовящегося мероприятия состав может меняться. Конечно, в cовете есть постоянные участники.

- Каковы итоги сегодняшнего дня?

- Итоги позднее нам сообщит директор школы. Сегодня это Олег Васильевич Барба, ученик одиннадцатого "В" класса. На роль директора было три претендента, но число голосов разделилось, пришлось тянуть жребий, и эта должность досталась Олегу. Он должен организовать весь учебный процесс, проверять посещаемость уроков.

- А дисциплина-то хромала. Постоянно записочками перекидывались. Шпаргалки, что ли?

- Нет. Мы выясняли, как будем исполнять песню на линейке. У нашей "одноклассницы" Регины муж работает в этой же школе, и он пришёл на урок снять мерки с окон. Вот мы и пишем: "Твой Лёшка приходил. Вы ещё дружите?". Спрашивали в записках, что будем делать после уроков.

- А я слышал, что хотели написать докладную, на кого?

- На весь наш класс. Потому, что мы урок сорвали. А Людка Покачалова из другого класса позвонила, что школу заминировали. Мы ведём себя как в гротеске. Копируем повадки детей в гипертрофированном виде. Чтобы ученики поняли, насколько сложно работать в школе.

- Было видно, что ребята не готовы к такой ситуации, они пугались и не знали, что делать.

- Конечно, они готовились к тому, что мы взрослые люди, будут серьёзные уроки. Дело в том, что уроки для учителей проводят только одиннадцатиклассники. Из года в год это разные ребята. Поэтому они ждут взрослых дядей и тётей, которых им разрешили называть по именам, а мы себя так ведём!.. Наши дублёры растерялись и не знали, что делать.

- Такие "праздники непослушания" сколько лет проводятся?

- С самого открытия школы, четырнадцать лет.

Олег ЛАЗАРЕВ

Фото автора

14 октября 2002г. в 15:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.