МАУ ИЦ «Норильские новости»

Репортаж с большой дороги

Репортаж с большой дороги

Не реже, чем раз в неделю, норильская ГИБДД всем составом инспекторов выходит на дороги, чтобы защитить граждан от недобросовестных водителей. А тех, в свою

очередь, от легкомысленных пешеходов.
Понятие "рейд" настолько привычен для сотрудников государственной автоинспекции, что дополнительной работой это мероприятие никто не считает. Остаться после честно отработанного трудового дня, чтобы посвятить защите граждан Норильска еще несколько часов своей жизни, для каждого "гаишника" так же нормально, как нести службу во время обеденного перерыва.

Над разработкой задач некоторых рейдов трудится главное управление внутренних дел края. Но страшно далеки мы от столицы, и это вносит свои коррективы. Согласно важной бумаге из ГУВД очередная "охота" посвящалась "отлову" правонарушителей-мотоциклистов. К сожалению, в Норильске не наступило еще то время, когда можно было бы вывести из зимнего "стойла" двухколесного друга. Хотя, по словам инспекторов, один отчаянный байкер уже попытался опробовать стального коня на ледовых ухабах наших дворов.

Из-за отсутствия мотоциклистов на дорогах было решено посвятить рейд профилактике ДТП во всех направлениях. Именно в этот вечер "Заполярка" попросилась в машину командира роты дорожно-патрульной службы Павла Алексеевича Феденкова, чтобы изучить жизнь ГАИ изнутри.

С купеческим размахом

В тот день дождь, испортивший утреннее настроение горожан, прекратился, и перспективы прогулок по улицам выглядели привлекательными.

Командирская "Волга" заурчала двигателем, и мы отправились в путь по вверенным Павлу Алексеевичу постам. Рация то и дело оживала, зычным голосом докладывая обстановку в разных концах города.

Пост на реке Купец - главный пропускной пункт в город и великолепная смотровая площадка. Автотрасса делает здесь крутой поворот, так что с одной точки, как на ладони, видны оба рукава дороги: в сторону Алыкеля и города. Может быть, поэтому это место давно облюбовали инспектора ГАИ для наблюдений за порядком в водительском мире.

Два последних года дорожный патруль от ветров и морозов укрывался в балке. Здесь же, за плохо освещенным столом, при помощи старенького компьютера составлялись протоколы на нарушителей. Два года назад по соседству началось строительство современного здания, и сейчас автолюбители да и многие горожане уже хорошо знакомы с окрашенным в триколор трехэтажным "скворечником". Внутренняя отделка еще не завершена, но к приезду секретаря Совета Безопасности Владимира Рушайло решили поторопиться с переездом, чтобы неказистый балок не портил панорамы. К тому же в новом здании уже готовы два светлых уютных помещения. Так что нам довелось видеть последние часы жизни балка, согревшего на своем недолгом веку немало норильских милиционеров.

По словам Павла Алексеевича, список перемен на этом не исчерпан. Уже закуплена система видеонаблюдения "Сова", которая будет держать дорогу под круглосуточным присмотром. Вкупе с камерами на Купце установят эстакаду, ну а чуть в более отдаленном будущем - компьютерную базу розыска.

О шофера! О нравы!

Пока мы любовались северными видами с самой высокой точки гаишного "дворца", на Ленинском столкнулись два автомобиля. Садимся в машину и едем к месту аварии. Возле универмага "Талнах" одна старенькая "Волга" "боднула" другую, чуть поновее. Все живы, здоровы, и машины пострадали самый минимум: у "нападающей" разбилась фара и слегка покорежился передок, жертва отделалась легким зазором между кузовом и бампером. Но все же водитель-виновник, не выдержавший дистанцию, перепуган. Парнишка молодой и, по всей видимости, в аварии в первый раз, наверняка и финансы поют романсы. И хотя себе бедолага причинил больший ущерб, со страхом интересуется, много ли будет должен за содеянное.

Ленинскому проспекту, как главной транспортной артерии города, со стороны УВД и ГАИ уделяется особое внимание. Однако и здесь случаются аварии. Ситуация еще больше обостряется в сезоны дождей, особенно весной. Дороги, сбрасывающие ледовый панцирь, чаще всего оказываются не в лучшем состоянии. А водители маневрируют между ямами порой совершенно бесцеремонно.

- Ой, - мы дружно подскакиваем на сиденьях. Оказывается, лужа, которую мы вынуждены были проехать, скрывает огромную выбоину.

Ежегодно во время весеннего таяния служба дорожного надзора той же ГАИ исследует состояние асфальтового покрытия, выявляет опасные ямы и огораживает их предупредительными фишками. Но на улице Ленинградской, где нас так здорово тряхнуло, эти знаки сбиты, а некоторые из них даже раздавлены. Что ж, культура некоторых водителей обратно пропорциональна стоимости их шикарных машин. Нисколько мы не уважаем и пешеходов. Немало норильчан, наверное, со слезами на глазах чистили одежду, попавшую под душ из-под "Мерседеса". А между прочим, воздействовать на бесстыжих водителей инспектор ГИБДД не может, правил тут нахал не нарушает. А лужи на дороге - не его вина.

Вместо штрафов - протоколы

По новому административному кодексу, вступившему в силу не так давно, работать сотрудникам ГАИ не стало легче. С одной стороны, конечно, нужно бороться с произволом нерадивых инспекторов и оградить права участников дорожного движения. Но, к сожалению, золотое правило, по которому честный водитель отделялся бы от нарушителя, не найдено.

Прибавилось и бумажной работы, хотя законодатели обещали обратное. Если раньше при задержании нарушителя оформлялся один протокол об административном правонарушении, то сейчас инспектор должен писать: протокол на отстранение от управления, направлении на медицинское освидетельствование, взять с водителя объяснение и скрепить все это бумагой об административном правонарушении. К тому же "гаишникам" оставили право изымать водительское удостоверение и штрафовать только в крайних случаях. А лишение человека документа, дающего право находиться за рулем, возможно только через суд. Служители Фемиды же относятся к нарушителям слишком лояльно. Если при старом "режиме" право на вождение теряли 70 процентов любителей выпить за рулем, то сегодня эта цифра снизилась до 37. Собираемость штрафов тоже упала. За четыре месяца нарушители принесли в государственную казну около 103 тысяч рублей, тогда как год назад за это же время платежи по штрафам составляли почти 164 тысячи рублей. И это не говорит, что автоинспекция стала хуже работать: с начала года выявлено на 1078 нарушителей больше, чем за аналогичный период прошлого и наложено штрафов более чем на 440 тысяч рублей Но водители, игнорирующие правила, не торопятся расставаться со своими денежками, поскольку ничто их к этому не располагает: права в кармане, машина тоже не на штрафстоянке.

- Павел Алексеевич, а в нашей провинции приходится гоняться за нарушителями или это только в столицах бывает?

- К счастью, такие "праздники" на наших улицах случаются нечасто, но все же бывает.

- На норильских дорогах много иномарок, а на чем ездит ГАИ?

- В основном на "Волгах". Кстати, для северных условий наиболее приемлемый вариант. Конечно, о преимуществах иномарок никто не спорит, но эти машины для нас скорее роскошь, а не средство передвижения. Случись какая поломка - разоришься. В дорожно-патрульной службе десять "Волг" получены в 2000 году, остальные машины постарше.

- А какой транспорт чаще бывает в авариях: служебный или личный?

- Наверное, одинаково. Только служебного автотранспорта у нас в городе примерно три тысячи единиц, а личного тридцать тысяч. В этом соотношении и бьются.

Смятая "конфетка"

Тут вновь салон огласил шорох рации. У магазина "Ромашка" пострадала "Тойота". Едем. На правой стороне Ленинского стоит шикарная японская машина с выгнутым дугой капотом и разбитой решеткой радиатора. Рядом - возмущенные хозяин и хозяйка.

Люди состоятельные, держат торговлю детскими товарами. Приехали проведать свой магазинчик, арендуемый в супермаркете, припарковались. Пока решали вопросы с продавцом, "игрушку" покорежили. Кто это сделал, неизвестно - свидетелей происшедшего нет. Видели только, что впереди "Тойоты" останавливалась "ГАЗель", вроде бы соседа по субаренде в том же супермаркете, но микроавтобуса и след простыл. Да и утверждать, что стукнул именно он, тоже нельзя. Так что владелец "Тойоты" и детских товаров влетел более чем на 20 тысяч, и никто ему эти расходы не возместит, потому что виновника аварии "ищи ветра в поле". Конечно, инспектор по розыску того же ГАИ приложит все усилия, чтобы найти нарушителя, но вероятность положительного результата небольшая.

Рота добрых услуг

На всем протяжении рейда рядом с офицерами ГАИ работали внештатные инспектора - водители автотранспортных организаций города. Они добровольно и совершенно безвозмездно после трудового дня выходят на линию, чтобы следить за дисциплиной на дорогах. Павел Алексеевич сразу отмел все наши сомнения в пользе общественных начал: "Внештатники существуют не для галочки, помощь их реальна и очень ощутима. Во-первых, это лишний глаз за дорогой. Во-вторых, дополнительный транспорт, так как помощники приезжают кто на личной, кто на служебной машинах. В-третьих, все они - профессионалы с большим стажем, и, когда требуется определить неисправность в автомобиле, они делают это лучше некоторых инспекторов".

Служба внештатных инспекторов была создана еще в советские времена в девяностые годы, ее работа ненадолго прервалась, сейчас возобновилась вновь.

Что тянет сюда людей, "отпахавших" целый рабочий день? Этот вопрос мы задали командиру общественников, водителю ЦАТК Евгению Михайловичу Дзямко.

- Так сколько аварий происходит на дорогах, сколько людей гибнет.

Инспекторский стаж Евгения Михайловича насчитывает уже два десятка лет. На своем веку он немало "гаишников" выучил этикету общения с водителем и другим профессиональным тонкостям. В этот вечер семья Дзянко готовилась к проводам в армию сына. И хотя у отца от этого события глаза были на мокром месте, свой долг общественника он не забыл.

Несмотря на "нехлебный" общественный труд, желающих помочь ГАИ не убавляется. Число внештатных сотрудников доходит до 29 человек. К будущим помощникам в автоинспекции присматриваются долго. Без рекомендации бывалых внештатников не берут. Но и при положительной характеристике новичка от трех до шести месяцев стажируют, только после успешного прохождения испытательного срока оформляют соответствующее удостоверение.

Но вот стрелки часов подошли к 21.00. К зданию ГИБДД на Вокзальной собираются участники рейда, чтобы доложить о результатах. Но уже без рапортов ясно, что пятничный вечер, вопреки устоявшейся традиции, выдался спокойным. Мы благодарим инспекторов за общение и отправляемся по домам, сочувствуя людям, чья работа - следить за порядком на дорогах всю ночь.

Татьяна СВЯТКИНА

Справка

Всего за время рейда выявлено 159 нарушителей правил дорожного движения. Из них только два человека находились за рулем в нетрезвом виде, что намного ниже среднего. Так, за три праздничных дня 9, 10 и 11 мая в поле зрения ГАИ попались 29 водителей, злоупотребивших алкоголем. Допустимую скорость в пятничный вечер превысили 58 автолюбителей, неправильно совершали обгон 14. Трое водителей находились за рулем без прав. Так же инспекторами за невыполнение ПДД было наказано 37 пешеходов.

28 мая 2003г. в 15:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.