МАУ ИЦ «Норильские новости»

Пять дней до осени

Пять дней до осени

Если в вашей семье есть первоклассник — эта страничка для вас. Вступающим в школьную жизнь детям и их родителям могут пригодиться некоторые наши советы.

Первые шаги

Для маленького норильчанина первые дни в школе — самые главные. Он познакомится с новыми людьми, ему придется отсиживать на уроках по 40 минут. Папам и мамам надо подготовить своего ребенка к новой роли ученика и к незнакомым ситуациям. Нужно научить ребенка не бояться общаться.

Если дома школьник — свет в окошке, то в школе он окажется равным среди равных. Чтобы самооценка не понизилась и ребенок не стал обидчивым, старайтесь, чтобы он побольше общался с разными людьми.

В школе от первоклашки будут требовать дисциплины. Нужно, чтобы малыш знал, как принято себя вести в той или иной ситуации. Возьмите сына или дочку с собой в гости, объяснив предварительно, чего нельзя делать за столом, когда разговаривают взрослые, и т. д.

Многие первоклашки не выговаривают некоторые буквы. Постарайтесь решить все логопедические проблемы. Произношение напрямую связано с письмом. Не может произнести “р” — может не научиться писать эту букву. И не спешите нагружать ребенка иностранным языком. В первом классе он должен выучить свой родной язык, а потом уже разбираться в иностранном.

Если ребенку трудно вставать рано, сделайте из него “жаворонка” заранее. Недели вполне достаточно, чтобы сменить режим. Дети всегда смотрят на родителей, поэтому вам тоже придется некоторое время ложиться спать не позже 9 часов и вставать в 7.00.

Самые необходимые умения

- Научите ребенка различать “право–лево”.

- Научите его собирать ранец, находить в нем нужные книжки, тетрадки.

- Покажите ребенку, как точить карандаши безопасной точилкой.

- Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потеряется.

- Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока. Проговорите с малышом этот момент.

- Поддерживайте ребенка во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности.

- Объясните ребенку, что если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа — ходить в школу и “зарабатывать” хорошие отметки.

- Проверьте, умеет ли будущий ученик сам завязывать шнурки, застегивать пуговицы и “молнии”, умеет ли переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм и складывать аккуратно свои вещи.

Вам букет, Марьванна!

Какое же первое сентября без цветов? С раннего утра сонный народ тянется к школам, зажав в руках букеты, скрипящие целлофаном. Цветы — традиционные, пожелания — традиционные. Скорее всего, Марь Иванна в суматохе просто возьмет твои цветочки, кивнет и поставит вместе с другими в большое жестяное ведро. Но можно сделать так, чтобы твой подарок учителю запомнился не его размерами, демонстрирующими толщину кошелька родителей, а выдумкой и теплотой.

Совет 1. Дружба алой и белой розы

Яркие большие бутоны роз всегда выделяются среди цветков попроще. Пять или семь шипастых цветков стоят дороговато. Но можно и с тремя розами создать запоминающееся произведение искусства. И времени это не займет много.

Сначала приготовьте веточку декоративной зелени. Она составит фон букета. Положите розу, например, алую, чуть ниже, чтобы тон как бы прикрывался зеленой веточкой. С уклоном влево разместите другую розу на тон светлее, а затем с уклоном вправо положите третью, другого тона. Очень красив букет, в котором соседствуют цветки нежно–розового, чайного или белого цвета.

Совет 2. Будьте оригинальны

В первый день сентября самым ходовым товаром на цветочных базарах становятся гладиолусы, хризантемы, астры и, конечно же, гвоздики. А причина проста, как три рубля. Просто эти цветы стоят недорого. Но и букет из таких цветов вряд ли выделится из толпы.

Да и для учителя проблема, что делать с охапкой быстро вянущих букетов. Подумайте, поговорите с другими родителями — может, папам–мамам не по отдельности покупать цветы, а, посоветовавшись с учителем, приобрести для класса несколько живых цветов в горшках. Вот они–то будут радовать и педагогов, и ребят весь год и наверняка запомнятся.

Совет 3. Аспирин от старости

Совсем необязательно нестись по цветочным магазинам накануне учебного года. Есть цветы, которые можно приобрести загодя — дня за два–три. Например, дольше всех держатся хризантемы. При правильном уходе они радуют глаз никак не меньше двух недель. Но для этого их листья надо постоянно держать обернутыми в целлофан, иначе, отдав влагу, они скукожатся, как залежавшийся изюм.

Чтобы цветы простояли подольше, нужно срезать наискось нижнюю часть стебля примерно на 5 см. А продлить жизнь розы можно, капнув в вазу немного водки — красавицы это любят. Другим цветам бросьте в воду шипучий аспирин — помогает.

Помните — ни один цветок не выносит резких перепадов температур и сигаретного дыма.

Держите букет в холоде. Можно даже набрать в ванну холодной воды и положить туда “на сохранение” ваш подарок учителю.

По какой системе учить первоклашку?

В младших классах сегодня преподают по трем разным программам. В чем их отличия?

Традиционная

Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового материала по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры, далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома. Разжевали — в рот положили, попробуем проглотить. А как переварили, проверим и оценим на контрольной или самостоятельной.

Система Л. В. Занкова

Если же хочется, чтобы ребенка не кормили готовыми порциями гранита науки, а приучали понемногу добывать его самостоятельно, стоит отдать предпочтение системе Л. В. Занкова. В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот. Учитель предлагает детям примеры, а те “открывают Америку через форточку”: находят общую закономерность, которую после, как и при традиционной системе, закрепляют на практике. Следят за успехами учеников по старинке с помощью опросов, контрольных, выставления отметок.

Главное: учиться по этой системе довольно трудно, потому что изучение материала идет быстрым темпом.

Система Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова

Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина–Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего–то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини–исследования в группах по 5–7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина–Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит делать из системы обучения культа. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания.

В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого — никакая самая передовая программа не спасет.

Счастливого первого класса!

27 августа 2004г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.