МАУ ИЦ «Норильские новости»

Способы выживания

Способы выживания

На прошлой неделе в городе вновь заговорили о будущем норильских школ. Причина – очередная реструктуризация. С сентября 44-я школа перестанет существовать как самостоятельное учреждение и вольётся в состав гимназии №5.

На встрече с коллективом школы начальник управления общего и дошкольного образования Ольга Гусева расставила акценты: «Мы говорим о реструктуризации, а не о сокращении или уничтожении школы». Так что с первых минут тон был задан мирный и конструктивный. Главное, что подчёркивалось: давайте вместе решать общую задачу. Именно благодаря этому на собрании не было пустых возмущений и ненужных восклицаний. Всё чётко и по делу. Быстро, почти по-военному.

– Когда мы станем 5-й гимназией?

– С нового учебного года. Оставшиеся до каникул недели пройдут ещё в 44-й, и дети могут спокойно доучиваться, сдавать экзамены.

– Как быть с нагрузкой, хватит ли её на всех педагогов?

– Могу сказать, что без работы не останется никто, но точнее по распределению часов мы сможем вам сказать через неделю.

***

Такой поворот событий не стал неожиданностью для педагогов. Слухи об объединении ходили давно, а когда решение было принято, осталось только поинтересоваться техническими подробностями дела, потому как на сам факт слияния педагоги повлиять уж точно не могли.

Ольга ГУСЕВА:

– Процесс реструктуризации – не новая для города практика работы. Слияние малокомплектных школ (а таковым можно считать учреждение, где обучаются 272 и менее учащихся) в единый учебный «центр» – тот самый способ, при помощи которого будут сохранены рабочие и учебные места, здания школ, плюс повышено финансирование новообразованного заведения.

Что касается 44-й, то год назад мы уже принимали срочные меры, чтобы «спасти» школу – подселили сюда Центр внешкольной работы Норильска. Но этого оказалось недостаточно. В итоге было принято другое решение: объединить её с пятой гимназией. Опыт таких слияний уже есть: в прошлом году так было сделано с талнахскими школами – 38-й и 48-й, 43-й и начальной школой.

В 2006 году в Большом Норильске были закрыты и расформированы две общеобразовательные школы по причине недоукомплектации их учениками. За три последних года число школьников в нашем городе сократилось более чем на две с половиной тысячи человек.

В последние годы за первоклашек развернулась настоящая конкурентная борьба. Образовательные учреждения в борьбе за учеников стараются предложить больше внеклассных занятий и разнообразить образовательные программы. Чтобы сохранить набор в первые классы, многие общеобразовательные учреждения сотрудничают с детскими садами, расположенными по соседству.

Впрочем, кому из них объединение нужно больше – ещё вопрос: гимназии, заполненной на 110 процентов, или 44-й школе, не дотягивающей и до 70. Ведь «пятёрка», которая согласно санитарным нормам должна работать в одну смену, на деле укладывается в две, а её малокомплектной «напарнице», думается, туго приходится со своим скромным финансированием. Нынче школы содержатся за счёт краевых субвенций, и расходы рассчитываются исходя из количества учащихся. Чем меньше учеников в школе, тем меньше финансов поступает на её счет. Так что получившийся в итоге комплекс решит сразу несколько задач, объяснила Ольга Гусева: разгрузит гимназию и спасёт от финансового краха 44-ю школу.

Кроме того, теперь ученикам «переходных» ступеней – пятых и девятых классов – будет предоставлен выбор: хотят они обучаться по гимназической программе или по прежней, универсальной. Кстати, на сегодняшний день гимназия №5 единственная в Норильске работает по подобной модульной системе, предполагающей выбор учащимися вариативной части обучения. В самом выгодном положении окажутся будущие выпускники: отучившись в гимназии всего год, они получат «гимназический» аттестат.

Ольга ГУСЕВА:

– Работать будут оба здания, а дополнительное оснащение будет «поделено» на двоих. Зато образовавшееся в результате слияния одно юридическое лицо получит достаточно средств из госбюджета. Считаю несомненным достоинством то, что в новом учебном году гимназия сможет набрать больше первоклассников, ведь пока, к сожалению, желающих попасть сюда больше, чем мы можем предложить мест. Ну, и, наконец, плюс для педагогов: они получат доплату за гимназические классы к общему увеличению зарплаты за счёт прироста учеников.

Знаете, что больше всего меня порадовало? То, что между директорами ваших школ установилось полное взаимопонимание. Это редко бывает. Только не думайте, что я как начальник пытаюсь изложить ситуацию исключительно в радужных тонах. За то время, что мы проводим реструктуризацию, разные бывали ситуации. Но сейчас, год спустя, могу сказать, что люди довольны сложившимся положением. И наш прогрессивный опыт объединения школ взят за основу в малых городах края – Минусинске, Канске, Железногорске.

Подобные преобразования продолжатся и в следующем году: незаполненными стоят две школы на «горе», есть малокомплектные на Молодёжном проезде... Но пока я хотела бы воздержаться от озвучивания конкретного списка школ, которые будут «реформированы». И не надо бояться, что освобождающиеся здания переоборудуют, скажем, под рынки. Мы не допустим повторения ситуации с детскими садами. В конце концов, никто не может предсказать, что будет через год-два – может, в Норильск приедет много молодых семей, и число детей школьного возраста резко увеличится.

***

Нынешний учебный год прошёл в новом, объединённом, режиме в нескольких школах города. К директорам этих учебных заведений мы и обратились с вопросом, каким он был, этот год? Констатируем: плюсов оказалось куда больше.

Борис КАРДАШЕВСКИЙ, директор школы №2:

– Мне сложно оценивать, какой стала работа после объединения, потому что я-то как раз был руководителем присоединённой школы, 22-й. Тем не менее работать оказалось интересно: новое всегда привлекает. Разве что существенно прибавилось документов, что связано с оформлением единого юридического лица.

В коллектив пришли 17 педагогов из 22-й школы и несколько сотен учеников. Честно говоря, даже не ожидал, насколько органично мы вольемся. Сейчас в школе 22 класс-комплекта, а ведь останься 16, как прежде – школа бы просто медленно умирала. А насчёт успехов – сами оценивайте: у нас семь претендентов на медаль. Это, думаю, несомненный успех. Благодаря увеличению числа учителей между педогогами появилась здоровая конкуренция: каждый стремится сделать свои уроки интереснее. В итоге мы отмечаем рост интереса ребят к обучению. Так что не берусь оценивать всю программу оптимизации, но нашим школам – 2-й и 22-й – она без сомнения пошла на пользу.

Ольга КОКОРИНА, директор школы №38:

– Во-первых, мы стали самой крупной школой в Большом Норильске: у нас 46 класс-комплектов, в которых обучаются 1193 школьника. До слияния, правда, 38-я школа и так была переполнена, даже приходилось учиться в две смены. Но благодаря объединению с 47-й, где ребят было мало, мы разделились на два здания и стали единственной школой в городе, где учатся в одну смену дети всех параллелей – начальной, средней и старшей.

Меня как директора, конечно, радует увеличившееся финансирование. И зарплата у работников школы стала больше, чем средняя у педагогов по Норильску. А ещё мы существенно расширили площади: сегодня используется порядка 83% площадей, на которых мы разместили дополнительные кружки и группы продлённого дня. Ранее их было только шесть, сейчас – девять. Плюс сохранили талнахский ЦВР на базе бывшей 47-й. А в спортзалах занимаются ребята из трёх ДЮСШ. В общем, сами видите, хоть управлять более крупной школой и стало сложнее, но и перспектив, интересных новинок у нас появилось больше.

***

В 2006–2007 годах в нашем городе будет «оптимизирован» ещё ряд общеобразовательных учебных заведений. Специалисты управления образования говорят: с каждой следующей школой прибавляется опыт работы, так что и спорные вопросы будут решаться проще и быстрее. А малокомплектные школы пока пакуют чемоданы и ждут своей очереди на переезд. Ведь в том, что он обязательно будет, никто не сомневается. Вопрос только в том, как скоро он случится.

Татьяна ЗАЧУПЕЙКО.

17 мая 2007г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.