МАУ ИЦ «Норильские новости»

Я учу девчонок

Я учу девчонок

Я учу девчонок

Когда два с половиной года назад мне предложили взять первый класс, где одни девочки, я опешила: как всё будет? Сомнения были у всех, особенно у родителей. Как же это девочки без мальчиков, а мальчики без девочек?! Но перелопатив гору литературы по этому вопросу, выяснила, что идея не нова, некоторые московские школы работают в режиме раздельного обучения уже многие годы. По мнению экспертов, «плюсов» столько же, сколько «минусов», как у совместного, так и у раздельного обучения. Мне предстояло это проверить на себе и своём классе.
Я учу девчонок

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ...

Первое сентября. Просто невозможно поверить, что вся эта роскошь бантов, кружева и оборок доверена мне. Ответственность колоссальная: вдруг что-то сделаю не так, ведь мы всё время на виду. Телевидение, интервью, вопросы девочкам: «А как вам без мальчиков?».

Ответы, по-честному, разные:

– Плохо, скучно, не с кем поиграть.

И тут же:

– Хорошо! Они вредные, дерутся, обижают.

Всё как в жизни.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

И самый большой первый «плюс» – дисциплина. Проблем практически нет. Все смотрят в глаза, ручки на столе, спинки ровные, даже немного не по себе – может, и в самом деле куколки?..

Да нет, освоились, защебетали, заулыбались, удивлённые глаза – а когда будет трудно? И бояться вроде нечего, тем более с большинством мы уже знакомы с воскресной школы «Росточек».

А вот и первый «минус»: нерешительность, неуверенность в себе. В нашей культуре традиционно воспитывают девочек в строгости. И не очень-то принято своих детей хвалить. И уж тем более восхищаться их успехами. Право выбора, право на собственное мнение тоже не очень-то приветствуется. Приходится мягко, но настойчиво «доставать» из девчонок чувство собственного достоинства, умение быть разной, право на ошибку, право на уважение.

Сентябрь. Света Т., очаровательная, старательная дюймовочка, в смятении подходит ко мне и шепчет:

– Что мне делать?! У меня страничка закончилась...

Это нам, взрослым, смешно. А для неё трагедия, что рядом нет строгой бабушки, без указания которой нельзя сделать буквально ни одного движения. И я рискую, говорю явную глупость (так учительнице непозволительно говорить): «Значит, придётся писать на парте...». Шок, недоумение, вопрос в глазах и улыбка...

– Я поняла! – она, радостная, поскакала к своему месту. Недавно я напомнила ей, третьекласснице, эту историю. Она по-взрослому понимающе улыбнулась. Так она училась думать сама.

И опять «плюс»: креативность. С первого класса не было задачи учить по типу: делай, как я. На уроках труда задавалась тема, обсуждался план работы над изделием, а дальше приветствовались творчество и фантазия во всех проявлениях. Физминутки можно проводить совершенно фантастически – мы летаем, как бабочки, прыгаем, как лягушки, ползаем...

«Минус»: конфликтность. У мальчишек проще – вышли на перемену, потолкались и опять друзья навек. У нас всё по-другому: дразнилки, обиды, записки.

«Плюс» (удивительный!) – в спортивных соревнованиях «Весёлые старты» «сделали» мальчишек со счетом 7:1. Хотя чему удивляться: по исследованиям психологов у девочек психологическая, педагогическая и физическая зрелость к поступлению в школу на два-три года старше ровесников-мальчиков. Вследствие чего в разнополом классе мальчики всегда проигрывают и у доски, и в тетрадках. Отсюда заниженная самооценка у будущих мужчин с самых малых лет. А мы ещё удивляемся: почему у нас мужчины такие инфантильные?! Разве угнаться за девчонками – они у нас и старосты, и звеньевые, и первые помощницы учителя. У мальчишек практически не остаётся шансов проявить свои лидерские качества.

В учебе «минус», даже не «минус», а просто особенность девичьей психики, которая обнаружилась на практике. Девочки рвутся участвовать в олимпиадах, выставляем туда самых-самых, но они, увы, призовых мест не берут. Все первые и вторые места – у мальчишек. Оказалось, девочки хорошо усваивают материал после многократных повторений. В заданиях на смекалку они теряются, пытаются действовать по алгоритму и... проигрывают. Вот где сильное место мальчишек! Ведь мужчина по природе разведчик, исследователь нового.

ОТДАВАТЬ СЕРДЦЕ ДЕТЯМ

А закончить свой рассказ хочу «плюсом». Огромным и самым важным. Я поняла одну вещь: день надо начинать с признания в любви своим детям. Они простят и поймут всё, что с нами может случиться за день, если уверены, что их любят. Не помню уже, как родился этот ритуал, но на протяжении двух с половиной лет мои девчонки не поднимаются перед уроками на этаж, пока не встретят меня, не обнимут. И я в ответ обниму каждую.

Когда-то, по молодости, я стеснялась проявления чувств. Считала, что после этого нельзя быть строгой, ставить плохие оценки, даже если они заслужены. Сейчас я уверена: только добрые отношения ученика с учителем определяют интерес к учебе и успехи по предмету. Если ребёнок уверен, что его любят, он будет рваться в школу в любую актировку, простит и поймет каждое моё действие. «Меня любят, – значит, я хороший, и мир вокруг хороший!»

Я не идеальна. Но я очень хочу, чтобы мои цветочки, мои девчонки, расцветали всё краше и полнее. И буду делать для этого всё, что в моих силах. Мне очень близки слова замечательного педагога Шалвы Амонашвили: «Сердце отдаю детям!»

Ольга ЦЫБИЗОВА, учитель школы №37.

10 мая 2007г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.