МАУ ИЦ «Норильские новости»

Сотворение мира

Сотворение мира

«Банк «Легион» представляет «Библейские сюжеты», — значится в подарочном презентационном буклете к выставке Марка Шагала. Но сам банк «Легион», похоже, даже не представляет, какой подарок он сделал норильчанам. Только благодаря спонсорам и организационной поддержке властей города такой грандиозный проект в нашем городе состоялся. Ну вот, а мы считали, что Норильск наш — богом забытый...

«Ещё в детстве я был пленён Библией. Мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал её отражение в жизни и в искусстве. Библия — эхо природы, тайну эту я и хотел передать». Марк Шагал, 1973 год.


«Но в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного, если действия направляет Любовь». Марк Шагал, 1973 год.

В 1930 году французский издатель Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, но только в 1956 и 1969 году они были изданы в Париже. Сегодня же они — в Норильске, и это определённый прорыв.

Билеты на выставку, состоящую из ста литографий великого художника, стоят 300 рублей. Кстати, довольно демократичная цена: те же 300 рублей — это кино с попкорном. Говорят, если бы билеты «на Шагала» стоили столько, сколько должны были стоить, дабы покрыть затраты устроителей, то прийти на выставку смогла бы лишь горсточка норильчан — самые имущие. Общая цена выставки умалчивается, но при этом стоимость каждой работы оценивается от нескольких десятков до нескольких сот тысяч евро. Стоимость страховки соответствует стоимости картин. Ни одна из работ не продаётся.

Михаил Альтерман, исполнительный директор компании «Центр Евро–Арт», Москва, организатор выставки:

– Почему Шагал в Норильске? Звёзды так встали, наверное... Тут и желание нашей компании осуществить проект под названием «Имена, которые покорили мир» (мы представляем в России искусство высокого уровня, таких художников, как Гойя, Дали, Шагал, Пикассо), и решение руководства банка «Легион» сделать городу юбилейный подарок. На мой взгляд, это знак хорошего вкуса и правильной позиции спонсоров. Третья составляющая — желание и поддержка властей города и музея в частности. Чисто организационно нам очень комфортно здесь работать.

– Коллекция библейских сюжетов взята из собрания «Кунстгалериен Боттингерхаус». Это организация или коллекционер?

– Это частное лицо, владелец немецкой галереи. С ним у нас рабочие контакты.

– Он альтруист?

– Что вы, нет, конечно. И аренда, и страховка, и транспортировка — всё стоит огромных денег. По Германии коллекцию перевозила специальная компания, здесь — инкассаторы. Финансово всё это обеспечено банком, государственной поддержки никакой.

Банк «Легион» как спонсор хотел представить выставку в Нижнем Новгороде и в Норильске. Дальше, возможно, будут Красноярск, Новосибирск, Саранск, Ставрополь, Ростов–на–Дону... Но не исключён вариант, что на Севере представление выставки закончится, и она вернётся в Германию.

Александр Щеляков, арт–директор компании «Центр Евро–Арт», Москва:

– Этот проект уникален с нескольких точек зрения. Во–первых, представлена не одна и не десять, а целых сто картин Марка Шагала. Выставка принадлежит частному собранию, поэтому увидеть её в том виде, в каком она представлена у вас, невозможно ни в одном музее мира. Работ, которые экспонируются здесь, нет ни в одном российском музее.

– Почему мы всё время говорим о проекте, а не просто о выставке?

– Готовилась она не просто долго, в ней — вся наша душа и ответственность. Понимаете, музей раньше воспринимался очень статично. Люди привыкли, что это — кладбище экспонатов и не более того. Но мир изменился, и сегодня мы хотим представить вещи несколько по–иному, создать особую атмосферу, когда люди придут и почувствуют, что всё сделано именно для них.

– Для зрителя важно побыть с работами Шагала один на один?

– Наверное. Какие возникнут чувства, что будет будоражить ум, какие будут возникать эмоции — это у каждого по–своему. Одно точно — негатива на этой выставке нет, а каждая работа несёт заряд положительной энергетики.

– Вы представляете этот проект не так, как в Европе...

– Европейскому зрителю проект показывается в соответствии с хронологией создания работ — 1956 год, затем 1960–й. Для России я счёл важным сделать хронологию библейского цикла, библейских событий — от сотворения мира и человека. К тому же тут есть возможность прикоснуться к библейским текстам — все работы сопровождаются комментариями и текстами из Библии. Сам Шагал говорил: «Не моё дело комментировать работы». Зритель увидит и 10 работ, увеличенные в сто раз: это некая возможность взглянуть на что–то большее, чем Шагал хотел показать несколькими мазками. Некоторые литографии: «Жизнь», «Надежда», «Справедливость» — не имеют комментариев.

Ещё мне кажется важным, что для этого целостного проекта питерский композитор Роман Рязанцев специально написал музыку.

– Извините, а работы точно подлинные?

– Мы привыкли, что нас обманывают: в магазине, в аптеке, когда мы покупаем не те лекарства, или на выставках, где показывают постеры. Есть некая степень недоверия — мы бы хотели его разрубить, сделать так, чтобы ваш зритель увидел настоящие работы, от которых веет добротой, любовью и миром.

Марина КУЗНЕЦОВА.

Фото Владимира МАКУШКИНА.

12 июля 2008г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.