МАУ ИЦ «Норильские новости»

Младший брат кенгуру

Младший брат кенгуру

Младший брат кенгуру

14 ноября норильские школьники, как и все учащиеся нашей страны, приняли участие в общероссийской олимпиаде под названием «Русский медвежонок».
Младший брат кенгуру

Конкурс этот проводится следующим образом: дети со 2-го по 11-е классы имеют возможность проявить свои знания и интеллектуальные способности в русском языке и литературе, отвечая на вопросы, и каждая возрастная категория решает задачи соответствующего уровня сложности. В рамках подгруппы тоже имеется градация вопросов по сложности: например, для второклассника вопрос о том, на какую букву никогда не заканчиваются слова в русском языке (ответ – на Ъ) оценивается в 3 балла, а вопрос о псевдониме Пушкина (ответ – Александр Н.к.ш.п., фамилия «Пушкин» наоборот и без гласных) – в пять баллов.

Организатором «Русского медвежонка» в Норильске является региональный представитель конкурса на территории – администрация средней школы № 23 и лично директор школы Вера Владимиренко. Управление образования лишь косвенно курирует конкурс, помогая региональному представителю в его централизованном проведении.

Что за зверь?

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» – младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру – математика для всех». Организаторы последнего – Центр дополнительного образования для детей «Одарённый школьник» (Киров (ЦДООШ)), ООО «Слово», ООО «Игра». Научное руководство – Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (Москва).

Участие в «Медвежонке» платное, но плата чисто символическая – 33 рубля (за исключением Норильска, Республики Саха (Якутия) – 34 рубля, Москвы – 45 рублей, и зарубежных стран, где размер взноса устанавливают национальные оргкомитеты).

Впервые он был проведён в 2000 году, и с тех пор интерес к этому соревнованию растёт лавинообразно: если в «Медвежонке–2000» участвовали 64 тысячи школьников, то в 2005-м – более 1 144 000, а уже в 2007-м – 1 905 000 учеников из России, Украины, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Эстонии, Литвы, Латвии, США, ОАЭ, а также школ при посольствах РФ в Варшаве и Дели.

У такой массовости – несколько причин. Во–первых, конкурс этот доступен, поскольку проводится прямо в школах и занимает всего два урока (1 час 15 минут). Во–вторых, он относится к тестовому типу, то есть записывать решения не надо – достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на бланке. В–третьих, среди 30 заданий (во 2-3-х классах – 26) есть и совсем несложные, так что каждому участнику удаётся дать верный ответ хотя бы на несколько из них. Наконец, сами задания ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой – и на чувство юмора. Ведь главная цель игры – показать красоту и богатство русского языка, изменить впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете.

Вот, например, задача из прошлогоднего конкурса (жирным шрифтом выделены правильные ответы):

Жан, Мишель, Даниэль и Фредерик — французские дети, знакомые Бориса. Перед Новым годом Борис послал поздравительные открытки Жану, Мишель, Даниэлю и Фредерик. Скольким девочкам Борис послал открытки?

(А) ни одной; (Б) одной; (В) двум; (Г) трём; (Д) четырём.

А вот примеры заданий этого года:

Какой бывает тетрадь, но не бывает шляпа?

(А) клетчатой; (Б) чистой); (В) нотной; (Г) с полями; (Д) с подкладкой.

Артём придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так:

СОВАЛЯГУШКУШАЛА

Как звали сову?

(А) Галя; (Б) Валя; (В) Уля; (Г) Саша; (Д) Луша.

Семейный «бизнес»

Наиболее продвинутые педагоги и родители делают всё для того, чтобы их дети активно участвовали в самых разных конкурсах и олимпиадах – от общегородского до международного уровня. Благо для этого сегодня существует огромная информационная поддержка и в администрациях школ, и на различных ресурсах в Интернете.

Безусловно, каждый успешный участник приносит «баллы» не только в собственную копилку достижений (не секрет, что сегодня у многих ребят уже с детского сада формируется личное «досье»), но и своей школе, да и городу, и региону в целом. Это ещё раз доказывает тот факт, что умники и умницы «формируются» не только школьной средой, но и семейным воспитанием, а вернее отношением мам, пап и бабушек к знаниям и будущей карьере ребёнка. Спросите у любого педагога, как работает система «одарённые дети» в масштабе класса или школы, и он незамедлительно ответит вам, что 90 процентов интеллектуалов, вундеркиндов и эрудитов среди учеников – в большой степени заслуга заинтересованных родителей.

О «Русском медвежонке» и своём отношении к конкурсам вообще нам рассказала мама второклассника Ильи Светлана БОЛЬШОВА, бухгалтер частной норильской фирмы:

– На вопрос школьной олимпиады, что хранится в доме у Джека, мой 8-летний сын ответил: «Чулан», а дочь подруги, третьеклассница, написала: «Синица». Вот редиски, они ведь отлично знают стишок о «пшенице, которая в тёмном чулане хранится в доме, который…»

Ещё в доброй половине вопросов они тоже оказались слабоваты. Пришли домой, перелопатили вместе со взрослыми задания викторины: «Да, несложно. Но я не догадался/не дочитал/ не понял/забыл/не хватило времени».

Мы с подругой точно знаем: наши не победят. Но, в конце концов, все победы не завоюешь. В данном случае более ценен опыт, несомненный опыт участия в интеллектуальных турнирах, а он, как известно, приобретается с годами. И чем раньше ребёнок начнёт понимать, что вся жизнь – это своеобразный конкурс, тем лучше. Точно знаю, что нам с сыном остаётся методично двигаться дальше, шлифовать знания, перед этим приобретая их на уроках, из книг, из общения и так далее. Именно нам – вместе. А один он утонет в том море информации, которое окружает его со всех сторон. Я и сама-то еле выплываю...

Буквы мелковаты

В разговоре о «Русском медвежонке»–2008 Светлана посетовала, что её сыну трудно было прочесть задания на олимпиадном листочке. Кстати, в прошлом году «Заполярка» в прямой линии с представителями норильской системы общего образования уже поднимала вопрос о размере шрифта на конкурсных бланках, которые раздают каждому участнику. Они пояснили тогда: «Региональным представителям рассылается пакет с готовыми регистрационными бланками и бланками с заданиями, напечатанными 11-м размером шрифта, поэтому на местном уровне внесение изменений в печатные материалы не представляется возможным и считается неправомерным». С этим не поспоришь.

В прошлом году в “Русском медвежонке” участвовали 6400 норильских школьников. В 2008 году “Медвежонка” осилили 6 899 учеников из НПР.

По словам Ларисы Будниковой, завуча по научно-методической работе школы № 23, эта игра-конкурс в первую очередь ориентирована на массовость и интерес детей.

Выше, и выше, и выше

«Русский медвежонок» лишь один из многочисленных конкурсов. В каждой школе посредством олимпийского движения постоянно формируется элита заведения. Например, сейчас лучшие умы 7 – 11-х классов принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Она проходит в четыре этапа:

– школьный,

– муниципальный (городской),

– региональный (Красноярского края),

– общероссийский.

Школьный этап в Норильске состоялся в октябре. Муниципальный начнётся 28 ноября и продлится до 18 декабря. На городской уровень по правилам турнира от каждого общеобразовательного учреждения выходит по два человека от школьной параллели, от инновационного заведения (лицеи, гимназии) – по пять учеников.

По итогам муниципального уровня наши умники поедут защищать честь Норильска в край, а оттуда, если победят в региональном туре, – в Москву.

Марина КАЛИНИНА

Фото Владимира МАКУШКИНА

26 ноября 2008г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.