МАУ ИЦ «Норильские новости»

Я вам кричу, или Воспитание горем

Я вам кричу, или Воспитание горем

Я вам кричу, или Воспитание горем

Вовку бьют. Правда, сам он об этом не говорит. Он вообще немногословен. Бьют давно и все. Отец, не интересуясь особо его существованием, всё же не упустит возможности отколошматить по любому поводу. Мать, беспокойная и нервная женщина, не пытается сдерживать свои раздражительность и негодование. Одноклассники, видя, что он ни с кем не стремится налаживать контакт, игнорируют и вообще за человека не считают. Пацаны в подъезде, считая «забитком», не упускают возможности поиздеваться. Он, конечно же, пытался огрызаться, отбиваться, но их просто больше, они увереннее и сильнее. Одно из их любимых развлечений — пинком спустить Вовку с лестницы и наблюдать, как он семенит по ступенькам, цепляясь за перила, чтобы не рухнуть плашмя. Однажды, несмотря на уже выработавшуюся сноровку, зацепившись за собственную штанину, Вовка упал и разорвал манжет куртки. Вечером мать долго причитала, с каждым словом заводясь ещё больше, а потом «отходила» этой же курткой по лицу и... по чём попало. Затяжки от капюшона с металлическими наконечниками впивались в кожу где–то в районе затылка, груди, плеч. На следующий день он пошёл в школу, но... не дошёл. Не захотел, точнее, не смог заставить себя получить очередную порцию ощущений изгоя. А вечером прямо во дворе собственного дома его таскал за шиворот отец, рыча: «Где ты был, с...? Как же ты меня достал!..». Вовке было стыдно. Стыдно оттого, что его очередное унижение обязательно кто–то видит.
Я вам кричу, или Воспитание горем

...Книжки добрые читать

И друзей не обижать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе...

В школе помимо вечного, доброго, светлого, помимо правил правописания, теорем и аксиом учат многим полезным вещам: как, например, выжить во время землетрясения, атомного взрыва, как вести себя в экстремальной ситуации, как избежать насилия со стороны незнакомых, враждебно настроенных людей...

А кто и где учит тому, как выжить в собственной семье? Как защититься от собственных родителей, от тех, кто по определению должен быть гарантом безопасности и надёжности, уверенности в любви и заботе. Должны быть, но таковыми не являются.

Сколько маленьких людей ежедневно возвращается из детсадов и школ в застенки родительских квартир? И там, испуганные и затравленные, они ждут... ругани с очередной порцией унижений, подзатыльника, пинка... в общем, УДАРА морального или физического.

«Родительский дом — начало начал! Ты в жизни моей...». А чем станет в жизни этих детей родительский дом? С чем будут связаны детские воспоминания о нём? Возможно, с искажённым от злости лицом отца или холодным взглядом матери, со словами «Лучше бы не рожала такого дебила!», с отсутствием родительской любви и просто человеческого тепла, с болью от ударов и от гороха под коленями, с чувством беспомощности, беспричинной вины, стыда и бессильной злобы. Эти воспоминания обязательно будут. А сегодня в их настоящем помимо всего этого есть ещё многое другое.

Это страх. Сковывающий, не дающий возможности защититься, что–либо сказать в оправдание, объяснить, вызывающий желание стать невидимым, спрятаться или даже умереть, выгоняющий из дома всё равно куда, лишь бы не быть там, где страшно.

Это боль. Возможно, уже «ожиданная», но всякий раз острая, к которой невозможно привыкнуть. Как физическая, так и моральная, унижающая достоинство, опускающая самооценку до нуля, гнетущая, вызывающая чувство неполноценности и оставляющая в одиночестве.

Это разочарование и обиды, порой демонстрация искусственного безразличия и наплевательства на то, что никто не любит, не беспокоится, не жалеет, не ждёт... Где же этот ребёнок сможет хоть сколько–нибудь «восстановить справедливость», как не в среде своих сверстников? Полученных обид и накопленной злобы с лихвой хватает на то, чтобы быть жестоким и безжалостным по отношению к слабым, унижать, подчинять, кулаками завоёвывать «уважение». Как родители.

Сегодня огромное количество информации о влиянии насилия на ребёнка. Телевидение, пресса, Интернет... Специалисты различного профиля наперебой говорят о пагубных последствиях применения жестоких и насильственных методов в воспитании детей. А им в ответ: «Ничего, меня отец ещё как лупил, поэтому и человеком вырос».

А в чём, простите, эта «человечность»? В неспособности быть рассудительным и мудрым родителем? В неумении отдавать тепло, боясь показаться «слабым»? В стремлении любыми методами планомерно добиваться полного подчинения? В умении вызывать чувство «уважения» только через чувство страха?

По всей видимости, именно такой «человечностью» был наделён и тот отец, который «лупил». Эти же способы воспитания перейдут по наследству дальше. Хоровод причин и следствий домашнего насилия из поколения в поколение. И всё это якобы исключительно во благо. А по факту?..

Нет времени объяснить,

Нет терпения выслушать,

Нет желания разговаривать,

Нет сил понять,

Нет потребности любить.

НО при этом:

Хватает времени на ругань,

Хватает терпения на обвинения,

Хватает желания на унижения,

Хватает сил на побои,

Хватает жестокости, неприязни,

пренебрежения.

Хватает на многое по отношению к своему ребёнку, только не на любовь, тепло, внимание, жалость...

Сколько раз некоторым из нас приходилось слышать раздающиеся из соседской квартиры детский плач и крики? Что испытывают слышащие это? Тревогу? Волнение? Смешанные чувства? Во всяком случае, это как–то... неприятно. Волнительно, тревожно и неприятно представлять, ЧТО происходит за стеной, что именно является причиной детского крика и то, КАК это происходит: как заносится и обрушивается на съёжившееся в ожидании удара детское тело родительский кулак или ремень, может, даже с тяжёлой пряжкой — для пущего запоминания родительского научения. Неприятно это представлять. Неприятно здесь, а там,

ЗА СТЕНОЙ, ПО–НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬНО И СТРАШНО.

Что же предпримут слушающие детский крик соседи? Попытаются вмешаться и помочь или сделают громче телевизор? Чтобы не было так неприятно. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу! Жу–жу–жу...».

Только вряд ли получится забыть, что в то время, когда на экране супергерои спасают планету от вселенского зла, за стеной живёт исковерканное, униженное и избитое детство, размазывающее слёзы по лицу или молча глотающее обиды, затравленное и напряжённое, испуганно ждущее...

Каждый из нас по эту сторону стены способен что–то предпринять, чтобы прекратить детское горе. Каждый способен вмешаться, когда видит издевательства над детьми на улице, в школе. Хотя бы набрать номер соответствующей службы... Способен каждый, но далеко не каждый это делает. К сожалению. Ведь именно с нашего молчаливого согласия растёт жестокость и по отношению к детям, и среди детей. Пора перестать быть безразличными к тому, что происходит вокруг. Пора приобрести привычку прислушиваться, когда слышим детский крик.

Зам. директора КГБУ СО Центр семьи «Норильский»

Елена КАУШНЯН

20 мая 2010г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.