МАУ ИЦ «Норильские новости»

Понарошку

Понарошку

Понарошку

Недавно мне случилось быть... баобабом. Оказалось, это очень увлекательно.
Понарошку

Полёт «балерины на пенсии» (Денис Чайников)
Полёт «балерины на пенсии» (Денис Чайников)

С завтраком для папеньки (Варвара Бабаянц)
С завтраком для папеньки (Варвара Бабаянц)

Пикантности превращению добавила его неожиданность: я шла в театр и совершенно не была готова к тому, что играть придётся зрителям. Но не поддаться обаянию Дениса Чайникова во время показа спектакля «Генерал Фанта–Геро» было невозможно, и мы, взрослая часть аудитории, дружно махали «ветвями» и даже что–то кричали. Старательно делая вид, что, в общем–то, это всё не всерьёз, понарошку. Позже я поняла: именно «понарошку» и требовалось.

Давным–давно в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» прочитала о притягательной для малышей силе понятия «понарошку»: ты увлечён, ты можешь фантазировать и не боишься даже самых страшных страхов, потому что знаешь: в любой момент можно легко вернуться из мира сказки в мир реальности. Ключевые слова в этом пассаже — «легко» и «фантазировать». «Генерал Фанта–Геро», написанный современным автором Сергеем Шуваловым по мотивам средневековых итальянских сказок, весь построен на полёте фантазии, которая, на первый взгляд, не стеснена никакими рамками заранее отрепетированного. Чтобы комфортно жить в этом придуманном и, подчеркну, подчиняющемся театральным законам пространстве, от актёров требуется умение быть и в роли, и вне её — словно бы добродушно смеясь над самим собой. А иначе...

Момент перевоплощения (Павел Авдеев)
Момент перевоплощения (Павел Авдеев)

Иначе не будет чудесного, пластически точного перевоплощения Павла Авдеева: ему повезло играть сразу двух королей — старого и молодого. Со вторым всё более или менее предсказуемо: Павел Авдеев недаром был героем–любовником в «Сладкоголосой птице юности». Но король старый, на глазах — под объяснения Дениса Чайникова — дряхлеющий, охромевающий и приобретающий некую склонность к горбатости, — такая живая картинка дорогого стоит.

Не будет и озорной «травестиады» Дениса Чайникова: переодетый в матушку молодого короля он чудо как убедителен. Эффектно машет веером, закатывает глазки в экстазе, совершает в меру тяжеловесные прыжки, как балерина на пенсии, и пылко реагирует на вежливое целование ручки «генералом» Фанта–Геро. Который на самом деле никакой и не генерал, а дочь старого короля.

И уж конечно, не будет темпераментной, как головокружительная тарантелла, Фанта–Геро в исполнении Варвары Бабаянц. Из итальянской Пеппи Длинныйчулок, шокирующей старого папеньку и его слугу Тонино (вновь Денис Чайников!), актриса превращается в пушкинскую барышню–крестьянку. Так проявляются её чувства к молодому королю.

В «Генерале Фанта–Геро» есть весь джентльменский набор элементов русских народных: любовь, испытания количеством три и волшебные превращения. Однако есть и «заморский» шарм. В России как–то не принято было воевать из–за... «украденного» эха. Да и с эксцентрикой в отечественных сказках, мягко говоря, не густо — в отличие от площадного представления где–нибудь в Венеции или Милане. Зато здесь пришлась ко двору режиссёрская линия Тимура Файрузова. «Генерал Фанта–Геро» — эффектная игра со снарядами, пользуясь спортивной терминологией. Попробуйте придумать, как можно использовать на сцене матерчатую «дубинку». Варианты, предложенные режиссёром: чтобы показать край высокой–высокой горы (с помощью Тонино, взгромоздившегося на табуретку); чтоб ухнуть, как в русской «Дубинушке», с размаху об пол, привлекая внимание собеседника; чтобы...

Или вот ещё: лесенки–стремянки, одна повыше, другая пониже. Оказывается, это «макеты» замков молодого и старого короля, и это тронные места для влюблённой пары, и...

Или — верх режиссёрской выдумки — обычная бельевая верёвка: она, оказывается, граница между двумя королевствами! И эту же границу можно... перетягивать, как канат. Чем с юными зрителями актёры и занимаются — ну, вы же помните: «понарошку»!

А вот пугают юные зрители «генерала» Фанта–Геро по–настоящему. И аплодируют так, что ладоши потом наверняка горят. Одно в спектакле можно поставить режиссёру в упрёк: почему–то всё заканчивается слишком быстро. Так нечестно. И где же финальный поцелуй жениха и невесты?!

Спектакль «Генерал Фанта–Геро» будет показан в мае сразу на двух площадках. 13 мая — в лицее № 3, а 18–го — в школе № 34. На мой взгляд, лучшего подарка в честь завершения учебного года не придумаешь.

Татьяна КРАМАРЕВА

Фото Владимира МАКУШКИНА

30 апреля 2010г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.