МАУ ИЦ «Норильские новости»

Выбор за родителями

Выбор за родителями

Выбор за родителями

Норильские четвероклашки в последней четверти текущего учебного года начнут изучать основы религиозных культур и светской этики. Что будет включать в себя этот предмет? Кто сможет преподавать школьникам религию? По каким учебникам они будут заниматься? Пока вопросов больше, чем ответов.
Людмила Магомедова

Переживают как родители, так и сами педагоги. За разъяснениями мы обратились к депутату Законодательного собрания Красноярского края Людмиле МАГОМЕДОВОЙ. Поскольку краевые власти приняли соответствующий закон и наш депутат тоже проголосовала за него.

— Людмила Васильевна, сегодня в Интернете много публикаций, посвящённых введению в школьный курс нового предмета. Причём информация эта неоднородная. Расскажите, в чём суть образовательного проекта?

– В соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева с 2012 года во всех школах страны будет введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Апробация проекта начнётся в 2010 году в 18 регионах страны, в том числе и в Красноярском крае. Изучать новый предмет будут ученики четвёртых классов. Обучение начнётся в последней четверти текущего учебного года и продолжится в следующем году. В эксперименте будут задействованы 25 136 школьников и 1235 педагогов.

— Насколько проект готов к апробации?

– На сегодняшний день механизмы его реализации не проработаны полностью. Нет учебников, методического и дидактического материалов, преподаватели новой дисциплины не прошли подготовку. Всё это планируется сделать в начале 2010 года и в течение этого же года окончательно отработать пилотный проект.

Конечно, это титанический труд и для специалистов, которые готовят базу эксперимента, и для педагогов, кто непосредственно будет его реализовывать. Но я думаю, что все необходимые работы будут проведены в срок. Иначе вводить такой непростой предмет невозможно. Любая непродуманность и неосторожность может привести к крайности, такой как «рекрутизация» ребёнка. Важно понимать, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» — это школьный курс. Он не подразумевает погружение детей в ту или иную религию. Это задача не образовательного учреждения. В рамках курса педагог должен учить ребёнка толерантности, объяснить, что для представителя любой веры главными остаются доброта, любовь, уважение друг к другу, к человеку.

— Но ведь на эти темы со школьниками учитель беседует и в рамках других предметов. Чем вызвана необходимость введения специального курса?

– Конечно, так или иначе о культуре общения, о религии школьник узнаёт на уроках мировой художественной культуры, литературы, истории. Но в содержании этих курсов основы религиозной культуры представлены как вкрапления. Собственно об истории возникновения той или иной религии, её главных принципах предметно в их рамках мы не говорим. А это делать нужно. В первую очередь потому, что незнание основ различных религий приводит даже не к детской, а к общечеловеческой жестокости. Нужно объяснять ребёнку, что все мы люди, все достойны уважения и доброго отношения независимо от вероисповедания.

— Предмет поделён на блоки: основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур. Родители выбирают сами, какой из курсов будет изучать их ребёнок. Не может ли это деление привести к обратному эффекту? Может быть, стоит изучать все блоки в рамках одного общего для всех детей предмета?

– Если мы говорим о толерантности, об уважении к человеку, мы должны предоставить ему возможность выбирать, в том числе и содержание этого непростого предмета. О каком уважении мы сможем говорить, если насильно заставим ребёнка изучать основы той или иной религии. Тогда эффект действительно будет обратным. С другой стороны, никто не мешает родителям выбрать для изучения несколько курсов или даже все. Я, к примеру, как бабушка выступаю за всестороннее развитие моего внука, поэтому он будет изучать как основы православия, так и основы ислама, буддизма, иудаизма.

— В этом случае образовательным учреждениям нужно будет значительно расширить педагогический штат?

– Не совсем так. Планируется, что основной костяк преподавателей новой дисциплины составят учителя истории и обществознания, русского языка и литературы. Пройти переподготовку они смогут в Красноярском институте повышения квалификации. Вполне возможно, что курсы для норильских педагогов будут организованы на базе местного филиала вуза. Что непосредственно будет включать программа переподготовки, пока сказать сложно, она только разрабатывается.

– Нередко именно педагоги в качестве минуса пилотного проекта называют то, что он стартует в четвёртой четверти. А она по насыщенности новой информацией самая «лёгкая»...

– Скорее это плюс, чем минус. Действительно четвёртая четверть самая «разгруженная». Именно это даёт возможность довольно безболезненно для детей ввести новый предмет, новый материал. Для Норильска такое решение правильно вдвойне: завершение полярной ночи, холодов — психологически дети будут больше готовы воспринимать дополнительную информацию в предвесеннее время. Не нужно думать, что выбор четверти был случайным.

Также вполне закономерно, что в пилотном проекте задействуют именно учеников четвёртых классов. Исходя из многолетнего опыта, специалисты констатируют: именно в возрасте 10–12 лет дети наиболее полно и легко усваивают новую информацию, они впитывают материал, как губка. Кроме того, именно в этом возрасте у ребёнка формируются такие базовые понятия, как уважение, долг, добро. Рассказывать подростку старшего возраста об этом будет уже непростительно поздно.

– Таким образом, у школьников появится ещё один дополнительный предмет?

– Это заблуждение, которое нередко вызывает настороженность родителей: дополнительные часы — дополнительная нагрузка. На предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» отводятся два часа в неделю. Но это не дополнительные уроки. Новый курс в четвёртом классе придёт на смену ныне существующему региональному компоненту. Будем надеяться, что это единственное, в чём будут схожи два предмета. Реализация нового курса будет проходить по новой схеме, а не как раньше, когда в течение нескольких лет в школах не было ни учебников, ни какого–либо материала, посвящённых краю.

— Но если случится так, что эксперимент 2010 года не удастся, какая судьба его ждёт?

– Не будем заранее ставить крест на проекте. Чтобы оценить его окончательно, его необходимо апробировать. Однако нужно понимать и то, что этот предмет особый. Даже в пилотном варианте он должен быть максимально продуманным. Ошибок на уроке, где учитель говорит о добре, уважении, понимании, дети никогда не простят. А чтобы образовательный курс стал полноценным, необходимо слушать и слышать общественное мнение. Поэтому до последнего момента проект будет оставаться открытым к обсуждению. Причём к обсуждению я призываю как собственно специалистов — депутатов, представителей управления образования и педагогов, так и родителей. Я думаю, это важно всем, с каким багажом — доброты или равнодушия — мы пойдём в будущее, что будет главным для наших детей — уважение и милосердие или нетерпимость и злоба. Этот выбор должен сделать каждый.

Высказать своё мнение по поводу нового школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» или задать тематический вопрос специалистам вы можете, обратившись в редакцию газеты «Заполярная правда» по телефону 34—27—79.

Елена МУЖАЙЛОВА

Фото Владимира МАКУШКИНА

7 декабря 2009г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.