МАУ ИЦ «Норильские новости»

Нормальное чувство злости

Нормальное чувство злости

Нормальное чувство злости

Сказка ложь, да в ней намёк — истина уже не новая, но по–прежнему остающаяся прописной, а значит, актуальной. Какие сказки рассказывают на классных часах в одной из норильских школ, узнали корреспонденты «Заполярки».
Любовь ЯНКИНА

На сказочный урок «Мы и наши слуги–чувства», который организовала Любовь ЯНКИНА, заведующая библиотекой школы № 29, мы пришли в компании воспитанниц детского дома Кристины, Саши и Лены. У девчонок разные интересы, но всем им хотелось узнать, что же такое сказкотерапия. Возможно, благодаря именно этому уроку они смогут определиться с выбором будущей профессии.

– Любовь Фёдоровна, сказкотерапия — что это?

– Это направление практической психологии, которое с помощью сказок решает задачи, связанные с воспитанием, образованием, развитием личности, а также позволяет корректировать поведение.

Сказки всю жизнь окружают человека, а потому не имеют возрастных ограничений. Мы знакомимся с языком сказок гораздо раньше, чем учимся читать и считать. Сказка даёт возможность педагогу или психологу говорить с ребёнком на одном языке. Она позволяет специалисту легко обойти психологическое сопротивление человека, с которым он работает, и сделать шаг к решению его проблемы. Очень эффективен этот метод в ситуациях выраженного стресса или конфликта.

За 45 минут урока ребята не только посмотрят театральную постановку, но и порисуют, и поделятся своими впечатлениями от спектакля. Тема необычного классного часа «Мы и наши слуги–чувства», а покажем мы «Сказку о короле и его слугах–чувствах». Спектакль рассказывает детям о том, что для человека нормально испытывать и проявлять не только положительные эмоции и чувства — радость, удовольствие, интерес, но и отрицательные — страх, злость, обиду.

... «Где–то совсем близко к нам есть волшебная страна, и правит этой страной король, у которого есть особые слуги, именуемые чувствами. Мы знаем имена некоторых из них — это радость, удовольствие, интерес. Когда эти чувства посещают человека, мир начинает переливаться яркими красками. Но есть и другие — злость, страх, обида, и добавляют они в краски мира другие оттенки. Слуги приходят по первому требованию своего короля, и его настроение меняется в зависимости от того, какой слуга пришёл к нему в данный момент»... Однажды чувство меры подвело короля, и его верные слуги повздорили. В стране наступили разруха и опустошение, и тогда положительные чувства–слуги обратились к доброй волшебнице по имени Любовь, чтобы она спасла их мир от гибели.

– Любовь Фёдоровна, а кого (или что) в этой сказке символизирует король? И почему выбрана тема чувств?

– Тема чувств выбрана нами неслучайно. В этой сказке король символизирует личность человека — его внутреннее «Я». А чувство меры — слуга, который помогает человеку жить в гармонии. Дети ссорятся, грубят, и иногда это переходит все допустимые границы. Это происходит не потому, что ребёнок очень плохой, а оттого, что в некоторых случаях он не знает, как себя правильно вести, и не всегда может контролировать свои эмоции. Поэтому сказка и показывает ребятам, к каким последствиям приводят неконтролируемые эмоции. Как чрезмерная радость может опустошить человека, так и чрезмерная злоба может его уничтожить. Через сказку мы рассказываем, что для того чтобы человек был гармоничен, нужны и отрицательные, и положительные эмоции.

Юные актёры
Юные актёры

Часто бывает так: ребёнок охвачен чувством страха или тревоги, и за один раз решить его проблему невозможно — требуется несколько бесед с психологом. А благодаря разыгранной сказке ребёнок как бы возвращается к пережитым чувствам, осознаёт их, пытается разбираться в своих ощущениях и понять, что с ним происходит. Сказкотерапия — психотерапевтический сеанс, который с лёгкостью можно провести для большой аудитории, и при этом ребёнок не будет чувствовать давления со стороны педагога или психолога.

– Долго готовились к классному часу?

– Почти неделю. Самой главной задачей для детей было выучить слова сказки, а дальше уже можно импровизировать сколько душе угодно. А ещё каждый наш ученик может почувствовать себя актёром и справиться с боязнью публичных выступлений, побыть в роли режиссёра и попробовать свои силы в написании сценария. Или стать декоратором и лично разработать эскизы декораций.

Почему мы дали возможность детям в конце спектакля немного порисовать? Да потому, что прорисовывая свои эмоции, они избавляются от трудностей, с которыми они связаны.

Пока мы разговаривали с Любовью Янкиной, девчонки из детского дома увлечённо рисовали и тихонько переговаривались между собой. А когда пришло время прощаться, они сказали, что это был очень интересный, почти волшебный урок и им бы хотелось, чтобы в их школе такие уроки тоже проводились да почаще. Кстати, с точки зрения выбора профессии сказка действительно оказалась для них полезной: девочки «влезли в шкуру» сразу нескольких профи — актёра, писателя и даже поэта. Конечно, я не могла не спросить у девушек, кем им хочется стать.

Выяснилось, что Кристина хочет стать художницей, а пока мечтает увидеть, как работают норильские художники. Сашина мечта — стать звездой и ездить по странам с концертами. Правда, одновременно хочется попробовать силы в роли журналиста... А ещё встретиться бы с такой звездой эстрады, как Валерия, и увидеть собственными глазами, как проходят репетиции и подготовки к выступлениям. Ну а Лена жаждет побывать на тренировке у гимнасток и акробатов и даже по-участвовать с ними в одном номере.

Наталья ЧЕРКАШИНА

Фото Светланы ГУНИНОЙ

25 ноября 2009г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.