МАУ ИЦ «Норильские новости»

Год будет ярким

Год будет ярким

Год будет ярким

Норильские педагоги обсудили пять направлений президентской инициативы «Наша новая школа».
Год будет ярким

В минувшую пятницу более сотни специалистов образования собрались на традиционной августовской конференции. Они подвели основные итоги работы за прошлый учебный год и разработали основные направления развития отрасли на 2009–2010 учебный год.

На пленарной части конференции с докладом выступила начальник управления общего и дошкольного образования Ирина МАСЛОВА. Она рассказала о том, что предстоит сделать в норильских школах в рамках пяти направлений президентской инициативы «Наша новая школа».

В первую очередь предстоит обновить образовательные стандарты в начальной школе, а со следующего года и на всех ступенях обучения. В этом учебном году апробация новых образовательных стандартов пройдёт в 10–15 школах Красноярского края. В настоящее время норильские специалисты договариваются с краевым министерством образования и науки о включении двух–трёх наших школ в число пилотных. Стремление оказаться в числе первопроходцев Ирина Маслова объяснила специфичностью и отдалённостью нашего города от других регионов края.

Новые стандарты предполагают знания и навыки, которыми должен обладать ученик по окончании каждого учебного года, формирование системы ценностей, включающей толерантность и патриотизм. Планируется, что в норильских школах будут открыты классы для детей, слабо владеющих русским языком (такой класс есть на базе 17–й школы), а в 4–х классах в четвёртой четверти — введён предмет «Духовно–нравственная культура».

Второе направление президентской инициативы — система поддержки талантливых детей. В Норильске разработана и успешно реализуется муниципальная программа «Одарённые дети». В этом году специалистам предстоит определить понятие «одарённость», разработать методику работы с талантливыми детьми. Предполагается, что на краевом уровне будет создана база данных всех одарённых детей Красноярья.

Вместе с этим будет расширяться олимпиадное движение. В этом году планируется организовать олимпиады по 15 предметам, а в следующем — по 17. К участию в них начнут привлекать и младших школьников.

Также начиная с первого класса учащиеся будут собирать личные портфолио. Планируется определить перечень достижений, которые будут оцениваться при окончании школы и учитываться при поступлении в вуз.

Особое внимание на августовской конференции было уделено развитию учительского потенциала — ещё одному направлению президентской инициативы. В Норильск регулярно приглашаются специалисты по предметной деятельности, которые проводят курсы повышения квалификации. Эту практика предполагается продолжить, а также провести различные профессиональные мероприятия и конкурсы, в том числе «Учитель года».

Четвёртый пункт «Нашей новой школы» — современная школьная инфраструктура. В рамках этого направления, по словам Ирины Масловой, в норильских образовательных учреждениях будет продолжено зонирование школьного пространства, установка ограждений вокруг территории, ограничивающих въезд транспорта. В 2009–2010 году планируется установить систему видеонаблюдения ещё в трёх школах и обустроить два искусственных катка.

В соответствии с президентской инициативой приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе. Поэтому здоровьесберегающим технологиям отводится важная роль. «Разгрузка» образовательной программы, индивидуальный подход к каждому ученику, контроль за питанием, диспансеризация — вот некоторые пункты в направлении «Здоровье школьников».

«Мы прекрасно понимаем, что в предстоящем учебном году для норильского образования стоят очень серьёзные задачи, — сказала заместитель главы администрации Норильска по вопросам образования, культуры, спорта и молодёжной политики Ольга ГУСЕВА. — Конечно же, все пять направлений требуют осмысления и усилий. Мы хотим по каждому из них выработать свои муниципальные программы и 2010 год — Год учителя — сделать ярким и неповторимым»

Ольга Михайловна сообщила журналистам, что Норильск был отмечен в докладе министра образования и науки Красноярского края Вячеслава Башева за хорошую подготовку школ к новому учебному году. Также министр объявил благодарность норильским педагогам за активное участие во всех краевых проектах и конкурсах.

Ксения НОВИКОВА

Дежурные по школе

Накануне 1 сентября президент Дмитрий Медведев дал телевидению очередное интервью, в котором зашла речь о российской системе образования.

Российское образование стало не просто зоной особого внимания государства, а попало в числе других в список приоритетных национальных проектов со всеми вытекающими последствиями. Так, другие сферы могут только позавидовать такому финансированию со стороны государства. «Мы всё–таки смогли создать такую ситуацию, когда наиболее передовые высшие учебные заведения получили довольно приличные ассигнования из бюджета», — считает глава государства.

Хотя претензий к экспериментам в образовании достаточно. Больше всего их связано с введением ЕГЭ, на который кто только не жаловался. Но президент уверен — ЕГЭ все–таки является системой, направленной сразу на несколько вещей. Во–первых, она работает против коррупции. Во–вторых, делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным, и в–третьих, система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах.

Правда, проблем возникло немало. Из ниоткуда при подаче документов в вузы вдруг появились десятки тысяч льготников и ещё огромное количество победителей всевозможных олимпиад, которые пользовались приоритетным правом зачисления. «Да, с этим нужно разобраться, — согласился Медведев. — Липовые справки — это дело подсудное, как говорят в народе. Поэтому нужно просто с привлечением правоохранительных органов посмотреть, кто и чего предъявлял, и дать по рукам. Тот, кто притащил такую справку, тот должен быть отчислен. А тот, кто выдавал, допустим, справку без основания, должен быть привлечён к ответственности».

И с олимпиадами не все так однозначно. Во всяком случае, президент предположил, что не любая олимпиада должна давать карт–бланш на поступление в любой вуз. «Но это вопрос саморегуляции — ректоры должны здесь встретиться и в рамках своего союза принять решение, какая олимпиада на что даёт право», —

считает он.

Подводя итог разговору о ЕГЭ, Дмитрий Медведев при этом заявил, что система, конечно, ещё не до конца отработана, но её перспективы он оценивает оптимистично. «Я считаю, что эта система показала свои лучшие черты», — сказал он.

Система высшего образования тоже находится в движении. Количество учебных заведений выросло, что говорит о не самой оптимальной системе, а качество образования при этом не везде одинаковое. «За некоторые частные учебные заведения я бы не поручился», — заметил президент.

Так что систему высшего образования, а точнее — его структуру, необходимо реформировать. Только не искусственным образом, ликвидируя те или иные вузы, а естественным. Например, слабые учебные заведения могли бы присоединяться к сильным. «Это нормальный, абсолютно позитивный процесс», — считает Медведев.

В последнее время в сфере образования особое внимание приковано к истории, её преподаванию и трактовке. Эти вопросы не раз поднимались на государственном уровне. Эти нарекания признаёт президент и видит тому объективные причины. «Сейчас учебников много, и от этого в какой–то момент закружилась голова, возникло ощущение того, что история смотрится абсолютно по–разному», — считает он.

Есть и субъективные моменты. «Далеко не все новые учебники истории, которые были созданы, оказались равного качества, — заявил Дмитрий Медведев. — Просто разные люди их писали, с разными возможностями, разными, извините, способностями и разными представлениями. Зачастую это были учебники, если хотите, написанные назло». Вот для этого сейчас и введена экспертная оценка учебных материалов и учебных пособий — только пройдя её, они смогут использоваться в школах.

Самым болезненным вопросом истории является трактовка Второй мировой войны, с начала которой прошло 70 лет. И если ещё несколько десятилетий назад даже в условиях блоковых противостояний все оценивали те события однозначно, то сегодня возникли разночтения. «Сейчас у нас всех вроде бы общие ценности, мы не спорим по поводу того, что является важнейшими ценностями, на чём должны быть основаны государства, как должны строиться экономики, — отметил Медведев. — Тем не менее случаются поразительные вещи». В странах Балтии и Украине национальными героями объявляют нацистских приспешников. ПАСЕ приравняла коммунизм к фашизму, не задумываясь, кто в той войне убивал, а кто спасал Европу.

Из всего этого Дмитрий Медведев вынес один важный урок. «Мы все должны действительно очень бережно относиться к нашей истории, особенно по тем вопросам, которые получили однозначную оценку со стороны всего мира, — считает он. — Нельзя взламывать те институты, которые были сформированы в результате таких трагических событий. Мы не можем перечёркивать это всё в угоду тем или иным государствам, которые сейчас находятся в стадии развития, формируют свою национальную идентичность, — мы должны думать о будущем».

«РГ» за 31.08.2009

1 сентября 2009г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.