МАУ ИЦ «Норильские новости»

поЧИТАТЕЛИ талантов

поЧИТАТЕЛИ талантов

Споры о том, стали ли мы меньше читать — читать “просто так”, не “для учёбы” и не “по работе”, — наверное, будут всегда. Есть ли в этих спорах что–то конструктивное? Думаю, нет. XIX век, когда чтение многотомных романов было одной из главных форм проведения досуга, никогда не вернётся. А вот альтернативных развлечений будет появляться всё больше — тут к гадалке не ходи. Но! Во–первых, привычка к чтению и обдумыванию прочитанного — безусловный признак высокой интеллектуальной развитости индивидуума, его способности генерировать собственные мысли и, как следствие, — двигать человеческий разум вперёд. Во–вторых, любой психолог скажет вам: если привычку читать привили с детства, она останется на всю жизнь. И это — святая правда: все читающие люди знают по себе, что уже с двух–четырёх лет в их детской были книжки.

2 апреля, в день рождения обожаемого уже многими поколениями детей “грустного сказочника” Ханса Кристиана Андерсена, мир отметил Международный день детской книги. Дату провозгласил в 1967 году Международный совет по детской книге (IBBY). Пользуясь случаем, мы решили опубликовать любопытные данные одного из последних исследований Аналитического центра Юрия Левады — “Детское чтение”, проведённого по заказу фонда “Пушкинская библиотека”. Это будет интересно всем родителям, у которых есть дети школьного возраста.

Специалисты опросили 400 младших школьников (1–4–е классы), 400 старших школьников (5–9–е классы) и 600 родителей в 26 регионах страны. Вот какие выводы они сделали.

1. В младших классах необязательное чтение (сверх школьной программы) характерно для подавляющего большинства детей: школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца ни одной книги, оказалось всего 3%.

2. Чем старше становятся ученики, тем чаще они пользуются библиотекой: если в первом классе не ходит в библиотеку почти половина учеников — 48%, то среди учеников 4–го класса таких уже меньше четверти — 23%. Дети, которые приучены много читать, посещают библиотеку, естественно, значительно чаще других.

3. Среди учащихся средних классов ничего не читают “сверх обязательного” 10%. На интенсивность чтения детей этого возраста влияет размер домашней библиотеки родителей: чем больше книг дома, тем чаще дети читают.

4. К старшим классам читательская активность школьников снижается. Специалисты объясняют это не только тем, что в этом возрасте у подростков появляются другие формы досуга — кино, компьютеры или просто гуляние по улицам со сверстниками, но и психологическими особенностями возраста — обострением личностных проблем, самокопанием, самопознанием и т.д.

5. В средних классах (5–9 класс) школьники читают преимущественно потому, что им это интересно — 81% выбрали ответ “Мне нравится читать”, 27% заявили, что читают потому, что этого требуют взрослые, а 4% сказали: “Ненавижу это занятие, скучно”.

А вот вам косвенное доказательство того, что детям нельзя навязывать литературу, как это делает школьная программа: чем старше становятся школьники, тем чаще относятся к чтению как “принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно”. Доля тех, кому “нравится читать”, падает до 64%, а тех, кто “ненавидит это скучное занятие”, увеличивается до 19%.

Впрочем, специалисты Левада–Центра предполагают, что одна из причин такого падения интереса к чтению — дефицит литературы для подростков (то есть — о подростках, об их проблемах, о переходном возрасте и т.д.), а также нехватка книг о современной жизни — в них очень нуждаются входящие в эту жизнь молодые люди.

6. О жанровых предпочтениях. Школьники средних классов любят приключения (53% опрошенных), фантастику (50%), веселые и смешные книги (46%). Треть опрошенных любит читать то, что сейчас называют готикой — нечто страшное и таинственное. Также ученики 5–9–х классов читают познавательную литературу, романтические книги про любовь–морковь (в основном, конечно, девочки), а также книги о войне, сражениях и полководцах (в основном, конечно, мальчики).

7. Авторитет взрослых (учителей, родителей, библиотекарей), рекомендующих ту или иную книгу, падает по мере взросления школьников. Более значимыми становятся рекомендации сверстников и друзей.

8. Заядлые книгочеи, как и следовало ожидать, живут в семьях, где взрослые много читают. Читающие родители для ребёнка — больший авторитет, чем нечитающие. В семьях книголюбов выше и способность детей самостоятельно выбирать чтение.

9. Как выяснилось, чтение книг способно влиять на микроклимат в семье. В читающих семьях, где у родителей более высокий уровень образования, между взрослыми и детьми реже возникает непонимание (касается ли оно учёбы, способа проведения досуга или чего–то ещё), и они более дружны между собой. В этих же семьях — самые большие домашние библиотеки. (Хотя возникает сомнение: книги ли так благоприятно влияют на семейную атмосферу или просто хорошее воспитание?)

10. В любом возрасте девочки читают больше мальчиков. В мегаполисах страстных книгочеев больше, чем в более мелких городах, а в мелких городах — больше, чем в сёлах. (Правда, не очень понятно, зачем нужно было проводить специальное исследование, чтобы сделать очевидный вывод.)

11. Больше всего личных книг — у московских детей. Почти половина родителей — жителей столицы (48%) отметили, что у их детей дома больше 100 книг. Москвичи же вдвое чаще родителей из других городов готовы давать детям на покупку книг серьезные суммы денег. Каждый пятый, к примеру, готов выделять своему чаду больше 500 рублей в месяц (среди школьников из других регионов таких лишь 10%).

12. И ещё один напрашивающийся сам собой, безо всякого исследования вывод. Конечно же, большинство родителей считает, что их дети читают меньше, чем они сами читали в этом возрасте.

13. А вот последний вывод исследователей довольно неожиданный. И должен примирить противников глобальной компьютеризации с суровой компьютерной действительностью. Как бы ни опасались родители дурного влияния компьютеров и интернета на детей, сколько бы ни говорили о том, что “это сидение за монитором” отвлекает детей от книг, против цифр не попрёшь: “интернет–адаптированные” дети нередко более активны и избирательны в чтении. А на приверженность детей к чтению книг, как следует из всего сказанного, влияют вовсе не компьютеры.

Норильские библиотекари говорят, что школьники вовсе не стали меньше читать. Просто сейчас они выбирают в библиотеках меньше художественной литературы, а больше — технической и профессиональной. Специальных исследований в Норильске никто не проводил. Но можно предположить, что художественной литературой дети пользуются из домашних библиотек. Впрочем, это оптимистичное предположение. Потому что в очень многих норильских семьях ВООБЩЕ нет книг. (Пару–тройку покетбуков Донцовой в расчёт не берём). Я знаю, о чём говорю, потому что за 13 лет работы журналистом побывала во многих квартирах.

Ольга ЛИТВИНЕНКО.

Читайте книги — некоторые из них специально для этого написаны. (Михаил Генин.)

Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает. (“Пшекруй”.)

Писатель пописывает. Читатель посматривает телевизор. (Аркадий Давидович.)

Любите книги — источник фиги. (Журнал “Красная бурда”.)

5 апреля 2007г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.