МАУ ИЦ «Норильские новости»

Опять актировка

Опять актировка

Актировки в Норильске — такое же обыкновение, как полярная ночь и остальные прелести Севера. Норильские школьники хвастаются перед материковскими сверстниками такими внеплановыми каникулами и даже не подозревают, что актировки достались нам в наследство из лагерного прошлого Норильска.
Опять актировка

История вопроса

Появились они в начале 40–х. Cлово «актировка» происходит от обычного канцелярского «акт»: в своё время начальником комбината составлялся акт о невыходе з/к на уличные работы либо о том, что жёсткие погодные условия позволяют вывести заключённых лишь на несколько часов в день.

Позже актировки стали уделом вольнонаёмных, а когда, уже в посёлке Норильск, появились дети и первая школа, актировки, естественно, стали касаться и их тоже. В словарях Даля и Ожегова такого слова нет. А у нас есть.

Старожилы вспоминают, что в 50–60–х годах актировки, несмотря на крутой нрав норильской зимы, объявлялись весьма редко. По рассказам старых норильчан, в экстремальную погоду на работу люди ходили, держась за верёвку или проволоку, натянутую вдоль домов.

Нина БАЛЫШЕВА приехала в Норильск в 1956 году по комсомольской путёвке, трудилась в «Жилстрое», потом в «Горстрое» маляром. Она рассказывает, что молодёжь тогда работала без каких–либо послаблений, «на всю катушку». Сейчас ей кажется, что актировок в те суровые зимы вообще не было, «ну или не такие затяжные, как нынче. Что во время актировок делали дети? На улицах играли — это не запрещалось», — улыбается Нина Ивановна.

Галина Горбачёва родилась в Норильске в 1946-м и вспоминает, что в актировки в школу дети ходили с удовольствием: учителя занимали их интересными дополнительными занятиями, а потом ребятня рыла норы в огромных горках. «Все школы были во дворах, ездить далеко не надо было. А в туман и чёрную пургу нас не выпускали на улицу, и тогда в тёплых подъездах мы играли в куклы и прятки...»

По усмотрению родителей

Сейчас детей во время актировок на улицах не очень–то и встретишь — они в основном дома: за компьютерами и телевизорами. Теперь только от родителей зависит, ходит ли чадо в актировки в школу, по кружкам и библиотекам. Судя по моему окружению — ходят. К тому же многие школы в городе дали такую негласную установку (не без родительского согласия, конечно): начальной школе на занятия ходить, если актировка объявлена по 5–й или 7–й класс.

Лариса Станиславовна ТРЕМБАЧ, учитель 4–й гимназии, говорит, что её второклашки в актировку по 7–й класс приходят на 70–80, а иногда и на все 90 процентов. Новую тему учителя дают, если в классе присутствует 60 процентов от общего количества детей.

– Февраль всегда был таким — самым неучебным, — говорит Лариса Станиславовна. — Помню, зимой 2000 года дети два месяца в школу не ходили. Тогда управление образования задумало и реализовало совместно с «Северным городом» передачу для малышей с 1–го по 3–й классы (четвёртого класса в начальной школе ещё не было). И мы, трое учителей из 22–й школы и 7–й гимназии, вели уроки по телевизору.

Программа делалась в записи, до глубокой ночи, она так и называлась — «Актировка». Уроки в ней длились минут по семь и были игровыми. Я, к примеру, когда вела тему деления для третье­клашек, разрезала торт на столе и демонстрировала варианты ответов, как бы приглашая детей поучаствовать в математической трапезе. Наши программы тогда смотрели не только дети начальной школы, а все подряд. Потом необходимость в передаче отпала, её закрыли, а в повторах гоняли ещё некоторое время. Было бы неплохо возобновить это начинание, практика была интересной.

Живущие в Сети

Лет пять–шесть назад, когда норильские школы почти полностью компьютеризировались, можно было создать некий актировочный ресурс, используя локальную сеть — с заданиями, проверкой и комментариями on–line. Эта идея до сих пор витает в воздухе. К примеру, недавно на родительских собраниях в школах Норильска мамам и папам раздавались анкеты, чтобы они ответили, насколько их ребёнок готов получать задания дистанционным способом: владеет ли компьютером, как работает с текстами, может ли самостоятельно выходить в Интернет, есть ли вообще дома компьютер и так далее. Говорят, в Норильске даже в семьях, где есть первоклассник, компьютеры в наличии у 90 процентов. Однако школа школе и семья семье — рознь, охватить всех всё равно не получится.

SMS–дневник, SMS–ремень

Ещё учитель может общаться с учеником или его родителями в актировки (и не только) посредством мобильной связи. Благо сотовые телефоны есть у большинства детей. Люди по–разному относятся к SMS–дневнику и SMS–заданиям. Многие — за, но есть и такие, кто считает, что у SMS–общения замедленное действие.

– Пока наберёшь задание, потом пару раз объяснишь его суть — нет, вряд ли это можно применять в актировки, — сомневается мой знакомый педагог.

А вот использовать SMS в дисциплинарных целях — дело стоящее.

– Отличное нововведение: и за ребёнка спокойно, и учителю довериться можно, и всегда в курсе учебных дел, всех школьных событий и мероприятий, — считает мама семиклассницы 28–й школы Нинель Чиканова.

Услуга SMS–дневника обойдется родителям в 150 рублей в месяц. Пока в нескольких школах (№14, 34, 28) она предоставляется в тестовом режиме: родители получают информацию об оценках, поведении и общей успеваемости своего ребёнка бесплатно. Но к хорошему привыкаешь быстро: наверняка большинство родителей согласится за неё платить.

***

Вообще ничто не ценится в нашем мире так дешёво и так дорого, как информация. Кто сказал? Правильно, надо зайти в Интернет и узнать, но при этом не забыть проверить уроки у своего ребёнка. Ну и что, что он у меня учится во втором, сегодня актировка по 7–й класс, а завтра будет как минимум по 9–й... Мы стараемся не пропускать занятия. Тем более уж чего–чего, а кашу в актированный день в школьной столовой сварят всегда. А вот если актировка объявлена по 11–й класс, с собой ребёнку надо дать бутер­броды — у поваров тоже есть актированные дни.

Марина КУЗНЕЦОВА

18 февраля 2009г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.