МАУ ИЦ «Норильские новости»

Любой каприз за ваши деньги

Любой каприз за ваши деньги

Любой каприз за ваши деньги

Прав был великий комбинатор: все сравнительно честные способы отъёма денег у населения основаны на людской доверчивости. Главное — нажать на больное место, и рефлекс сработает.
Любой каприз за ваши деньги

Аттракцион неслыханной щедрости

Переехать на материк — мечта 90% северян. Но многим это не под силу: если нет сбережений, от продажи норильской квартиры много не выручишь. Остаётся рассчитывать на программы переселения. А в них строгая очерёдность, и, если находишься хотя бы в середине списка, в лучшем случае ждать придётся пару лет. В таких условиях фирма, фонд или любая другая организация, отчего–то желающие помочь решить проблему куда быстрее, — просто клад. Поэтому, когда в городе осенью прошлого года начал действовать некий фонд «Знание–Путь», всеми признаками смахивавший на такой клад, от желающих поучаствовать отбоя не было. В конце концов, даже среди тех, кто считает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, есть сомневающиеся.

Приходя на собрания фонда, люди задавали вопросы, потом шли с озабоченными лицами домой советоваться с домашними. Побывав в качестве засланного казачка на двух собраниях, я видела, как в первый раз некоторые приходили поодиночке, в другой — уже приводили супругов. Что–то считали на бумажке, видимо, высчитывали выгоду, сроки, возможности...

Возможности, и вправду, рисовались волшебные. Например, фонд компенсирует полтора миллиона от стоимости выбранной вами на материке квартиры («А если я куплю квартиру за 1,6 миллиона, то мне, что же, только 100 000 рублей надо заплатить?» — сомневались люди. — «Да–да, — радостно кивали организаторы собрания, — именно!»). Квадратные метры рассчитываются не только на переезжающих, но и на их родственников, остающихся в Норильске.

И за всё это смешная сумма — 20 тысяч рублей на стадии оформления документов. (Начинали, кстати, с двух тысяч. Инфляция, однако!).

А я верю

Я беседовала с Людмилой, вступившей в программу фонда с момента его появления в Норильске, и не могла понять — ей так хочется верить людям или просто женщина наивна? Она, впрочем, тоже считает это авантюрой, но в глубине души всё же надеется, что чудеса случаются. Правда, на вопрос, видит ли она реальные основания для сомнений, Людмила ответила отрицательно: пояснила, что просто хочет подстраховаться.

И всё же некоторые её объяснения, почерпнутые из бесед с представителями фонда, были, мягко говоря, неадекватны:

– Насколько я понимаю, речь идёт о программе «Жилище 2002–2010», осуществляемой совместно с благотворительным фондом «МАСЭ» и «Знание–Путь». Мне сказали, что в МАСЭ скопилось много денег, которые устроители готовы тратить на помощь в приобретении людям жилья, — рассказывала она мне.

Людмиле объяснили: если хочешь переехать сегодня и сейчас, нужно сдать 2000 рублей и пакет документов. Хочешь позднее — сдавай 7000. Потом расценки выросли до 15 000, а затем и до 20 000 рублей. Две тысячи она отдала, но потом ей позвонили из фонда и объяснили, что изменились какие–то условия. После того как в фонд из её кармана перекочевали 15 тысяч, ей выдали квитанцию, в которой было указано, что она передала деньги в благотворительный фонд. На какие цели – не ясно.

Время от времени условия участия менялись. К примеру, норильскую квартиру, которую вначале можно было оставить себе, впоследствии, оказалось, придётся сдавать. Причина, как объяснили женщине, в том, что фонд ВЫНУДИЛИ к сотрудничеству с норильским управлением содействия переселению.

— На первом этапе наша норильская квартира оставалась за нами. Она не должна быть приватизирована — в противном случае получалось, что я уже получила своё от государства. Теперь положено сдавать местное жильё. К этому привело сотрудничество с местными властями. Получается, что фонд занимается своей очередью, управление — своей. Схема такая: предположим, я стою в «Знании». А управление нашло мне жильё и выдёргивает меня из той очереди. В итоге я буду вынуждена отдать местную квартиру, – продолжала она.

Сотрудники местного филиала фонда «Знание–Путь» и сами путаются в показаниях. На собрании лично мне оратор Татьяна (она ведёт большинство «лекций») говорила, что никакой связи со 125–м Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» у них нет. Это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ благотворительный фонд. Другим было сказано, что они–де работают по 125–му и имеют УСТНУЮ договорённость с администрацией города о совместном участии в программе. Третьи узнавали, что руководство города буквально вынудило их к сотрудничеству.

Мы обратились за комментариями в администрацию города и вот что услышали от начальника управления содействия переселению Валентины Федотовой:

– Городская администрация не имеет никакого отношения к деятельности фонда «Знание–Путь». Более того, подобное сотрудничество было бы прямым нарушением действующего законодательства. Между нами нет ни устных, ни письменных договорённостей, отсутствует обмен документов. Одним словом, никакого касательства между нами нет.

С вопросом, когда фонд выдаст жилищные сертификаты, долгое время люди шли к нам. Потом стало понятно, почему — в фонде им сказали, что сотрудничают с городской администрацией, правда, фамилию чиновника, подписавшего с ними соглашение, не называли.

Насколько я знаю, фонд односторонне заявляет о своей принадлежности к федеральным программам. Якобы он связан с приобретением жилья для военнослужащих, ветеранов войн и локальных конфликтов и так далее. Но ясности в том, когда и что получат люди, нет.

Лично меня настораживает тот факт, что участники вносят благотворительные взносы на стадии сдачи документов. Поэтому очень не хотелось бы, чтобы норильчане обращались в структуры, никак себя не зарекомендовавшие, да ещё и не проверив предварительно все имеющиеся о них данные.

Законом предусмотрено, что для реализации программ на средства федерального, краевого или местного бюджета в структуре администрации города как раз и существует наше управление. Законодательством строго оговорено, что в программах не могут участвовать коммерческие и некоммерческие организации. Реализация программ возложена на структуры органов государственной власти или местного самоуправления. И ни на какие другие фонды или организации! Поэтому заявление фонда «Знание–Путь» о том, что они работают на основе ФЗ–125, неправомерны.

Но самое главное — до сих пор ни один из членов фонда (во всяком случае из тех, кто вступил в Норильске) не получил квартиру. По словам той же Татьяны, квартир не получил пока вообще никто, зато фонд (поскольку является благотворительным) сделал другие добрые дела — например, помог детям–сиротам.

Не скрывают они и того, что уже подвергались проверке со стороны местной прокуратуры и ободряющим голосом заявляют — никаких нарушений у нас не нашли. Что, между прочим, правда: действительно, главой администрации Норильска были направлены запросы в правоохранительные органы о проверке и контроле за деятельностью фонда. Предварительная проверка мотивов для возбуждения дела не дала. Тем не менее прокурор города взял эту организацию под особый контроль. Сейчас ведётся проверка по линии МВД. Так что основные выводы, думается, ещё впереди.

Кругом одни вопросы

Подлили масла в огонь высказывания СМИ и властей Большой земли. Фонд отметился в первую очередь там, поэтому и вопросы у материковских участников программы стали появляться раньше.

В октябре в краевых газетах появилось сообщение о деятельности фонда «Знание–Путь»: организация собирала с жителей Республики Хакасия взносы в сумме 8000 рублей, «обещая взамен жильё вдвое ниже рыночной стоимости».

Половина суммы на банковский счёт гражданина переводилась по федеральной программе «Жилище». Якобы в свою предвыборную кампанию Дмитрий Медведев, президент РФ, доверил распоряжение государственными рублями Международной академии строительства и экологии, координатором которой является меценат Лидия Самсонова. От её имени и действует фонд «Знание–Путь».

Вторую половину стоимости жилья заплатит собственник квартиры, получив некий жилищный сертификат. Последний можно разместить в Сбербанке под 24% годовых, договор на данную услугу якобы уже заключён. Однако в Сбербанке о подобном сотрудничестве и не слышали, а также отметили: столь высокий процент в принципе нереален. Ничего не знают о фонде «Знание–Путь» и в Министерстве по градостроительной и жилищной политике Хакасии. Кроме того, там заверили: федеральные средства на льготное жильё не могут прийти в республику, минуя правительство. А все сертификаты на жильё льготникам выдаются на безвозмездной основе. Если же за деньги — они липовые, подтвердил глава Минграда.

«Телевидение Абакан», 6 октября 2008 года

Какая пошлость, Киса!

Фонд, кстати, работает не только в «жилищном» направлении. Он осуществляет и другую деятельность, сотрудничая с некоторыми партнёрами, которые рекламируют общую деятельность на все лады.

Грамотная самореклама часто приносит желаемый эффект. И в публикуемых материалах она обычно хорошо продумывается и проверяется. Но случаются промашки: специальные или случайные. Заговорились, что называется.

Цитата с сайта одного из партнёров фонда:

«Фонд «Знание–Путь» и Департамент инновационных проектов НПО «Кедроград» представляют экономический механизм финансового обеспечения жизни и деловых планов – способ привлечения безвозмездных (!) народных инвестиций в любую деятельность».

Далее в тексте объясняется принцип работы: люди, желая приобрести вещь, которая им пока не по карману, вносят первый взнос и автоматически становятся НЕТОРГУЮЩИМИ агентами (которые не рекламируют, а рекомендуют свои товары), то есть, по сути, начинают заниматься сетевым маркетингом. (Цитата: «Малообеспеченный покупатель сможет отработать, заплатить за дорогой товар обеспечивающим, высокооплачиваемым трудом, временно поработав «неторгующим агентом»). Заработав на клиентах (и введя уже их в «кабалу»), он отдаёт остальную стоимость своего товара.

Эх, вот они, возможности богатого русского языка — назови рекламу рекомендацией, и ты уже не торговец, а человек, оказывающий услугу!

Но самое интересное — под занавес пространного текста. Цитирую:

«В новой технологии покупатели сами, за «фирму», вместо «фирмы», заранее распределяют сумму стоимости товара: вместо денег покупатели приносят в «магазин» пять квитанций из Сбербанка, которые свидетельствуют о направлении безналичным порядком соответствующих долей уплаченной суммы на расчётные счета агентов и покупателей товаров.

Поэтому «фирма» не получает деньги, уплаченные за покупку, не оплачивает работу агентов и товары поставщикам и, следовательно, избавлена от финансовых обязательств, которые должна, но вдруг не сможет, выполнить».

Надеюсь, комментарии излишни...

Почти за полгода, что филиал фонда работает в Норильске, на его собраниях побывали сотни горожан. Сколько из них расстались с деньгами, поверив призрачным (давайте смотреть правде в глаза) обещаниям, точно не известно. Наверное, десятки. Вопросы остались у многих. Выводы каждый сделает сам.

P.S.: Людмила по–прежнему в программе. Она убеждена, что слухи о якобы подмоченной репутации фонда — происки «врагов», попросту упустивших свою выгоду...

Татьяна ЗАЧУПЕЙКО

Фото Александра ВАКУЛЕНКО и Владимира МАКУШКИНА

4 февраля 2009г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.