МАУ ИЦ «Норильские новости»

Долгий заплыв

Долгий заплыв

Технический водоём на стыке старого и нового Норильска — незамерзающее Долгое озеро. С 18–го на 19–е января оно становится эпицентром православных традиций и верований, «нашим всем». Под лунным светом в святую Крещенскую ночь Долгое играет иссиня–чёрными бликами. Откуда–то взявшаяся лёгкая волна на озере купаться не приглашает только тех, кто не понимает, какая это благодать — окунуться в воду в минус 30.
Долгий заплыв

Моржи Таймыра и всего мира

Рваные берега и кривая, хорошо утоптанная дорожка от балков, маленькая площадь для парковки, мостки с лестницами и перилами — так выглядит территория, по максимуму облагороженная фанатами открытого зимнего купания. У клуба норильских моржей уже многолетняя история. Знаменитое, тёплое и милое название «Умка» клуб недавно сменил на упругое и громкое имя — «Моржи Таймыра». Завсегдатаев, минимум раз в неделю окунающихся в воду под открытым небом, порядка тридцати человек. С точки зрения «чайника» моржевания, самое сложное в этом деле — зайти в воду первый раз. Люди бывалые говорят, что впервые–то как раз и не так страшно — не знаешь потому что, что тебя ждёт. Это как прыгать с парашютом: главное — второй и последующий прыжки.

Здоровая, молодая, персиковая, без малейших признаков бледности кожа, энергия, которая не кончается никогда, и удивительный блеск в глазах — отличительные черты постоянных купальщиков на Долгом. Чужой фанатизм и без того завораживает, но когда видишь такие результаты — начинаешь подумывать, а не присоединиться ли?..

«Для этого надо созреть», — считает один из активистов движения, морж со стажем Сергей Шабанов. У Сергея тут — своя Шамбала. В той, другой жизни, за пределами волшебных балочков и мостков, он — профессиональный строитель. Здесь, говорит, нет ни званий, ни должностей, никто не спросит ни фамилию, ни национальность — всех объединяет страсть к общему делу, идея, здоровые и крепкие традиции.

В Крещение опыт знатных окунальщиков пригождается огромному количеству народа — за ночь до тысячи человек окунается в воду. Сам Сергей и многие другие моржи Таймыра — неверующие. Но в такую ночь их общая с батюшками паства — все пришедшие совершить обряд, «очиститься от скверны земной». На «повестке дня» также значится «разное»: получить порцию адреналина, проверить себя, подрасти над самим собой, оздоровиться.

Как выяснилось, в нашем городе полно людей, у которых в личном расписании есть раздел «подвиг», а в нём значится чёткое время: Крещенская ночь, 00.00 — 01.00.

С 11–ти вечера 18 января — на исходе сочельника — к дамбе и к балкам под ними начинают устремляться люди: отчаянные, верующие, родственники и друзья отчаянных, зеваки–полуночники. С халатами и веничками, в резиновых тапках, самые смелые и искренне верующие в Бога и в себя группируются в балке, напоминающем кухню–гостиную. Именно там проходит первый этап обряда, молебен. После омовения сюда же приходят попить чайку с конфетами и пирогами. В углу уютного вагончика — домашняя чья–то ёлка, на мониторе у стола — демонстрация и пропаганда моржевания: фото мужчин и женщин в купальных костюмах (если долго смотреть, в череде снимков можно увидеть знакомые лица).

После молебна в балке cвятые отцы перемещаются к озеру и читают молитву у самого Долгого, освящают воду, благословляют народ на добрые дела и чистые помыслы. Один из батюшек первым совершает омовение.

Приступаем к водным процедурам...

Людей, бегущих к озеру и толпящихся у моста, так много, что всё, происходящее после 12 ночи, становится похожим на массовое городское мероприятие. Голые и одетые люди сталкиваются друг с другом как на Дне города на Ленинском проспекте. Две баньки, примкнувшие к озеру почти вплотную, «качают» пар по максимуму. Раскрасневшиеся и счастливые купальщики сменяют друг друга молниеносно. В разгаре суета, «движуха». От прикосновения мокрых тел к шубам и пуховикам зевак, у последних бока покрываются инеем. Следить за происходящим не успеваешь — Долгое озеро превращается в Центростремительное.

Смыть грехи идут дети и подростки, седые старцы, круглолицые тётушки, стройные девы–русалки. В маленьких беседах до и после крещенской процедуры можно узнать много любопытного. Катерина, дама в возрасте, говорит, что третий год ходит «курять в озеро» на Крещение — первый раз её привела сюда подруга — тем самым спасла от депрессии, связанной с потерей супруга. Девушка–хохотушка Таня рассказывает, что после омовения они с подружками раньше вылавливали из купальников мелких рыбёшек, потом дома досыта кормили кошек. Поэт Кузнецов, журналист Сергей Могловец, учительница Лариса Трембач — эти тут не впервые, можно сказать, «старички». Их осознанному отношению к Крещению и купанию в озере можно позавидовать.

Люди по третьему, четвертому и даже восьмому разу бегают от бани к озеру и обратно. Богатырь с длинными волосами выходит из воды медленно и степенно, без суеты. Становится на мосту босиком — как на балкончике в «Заполярье» — и молча отдыхает, взирая на ночные виды, на брызги у берега, на движение у балков. За секунды его ресницы, брови, волосы на теле и голове становятся дедморозовскими. Вот оно, «Послезавтра». Человек доволен. Ему не холодно. А ведь он — новичок в этом грандиозном деле.

Первая «волна» купальщиков успокаивается ближе к двум часам ночи. После трёх часов снова наступает время нового массового заплыва. Процесс неостановим. Такие традиции. Такая ночь. Такие люди.

Марина КАЛИНИНА.

Фото Владимира МАКУШКИНА

20 января 2009г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.