МАУ ИЦ «Норильские новости»

Светлый путь

Светлый путь

Светлый путь

Приезжие, посетив Норильск в полярную ночь, почти единодушно отмечают: город хорошо освещён. Кто «включает» искусственный свет на улицах и кто за него платит? Где город ещё недостаточно освещён? Почему уличные фонари горят именно жёлтым светом? Ответы на эти и другие вопросы — в сегодняшнем разговоре со специалистом.
Светлый путь

После вопроса о том, сколько в Норильске уличных фонарей, нас сразу попросили уточнить: «уличные фонари» — это разговорное выражение.

– ...У нас они называются «наружное освещение улично–дорожной сети, — говорит заведующий производственно–техническим отделом муниципального учреждения «Управление «Норильскавтодор» Михаил СОБЯНИН. — Ведь слово «фонарь» предполагает единственное число. А как устроено наружное освещение? Есть опора, по которой проходит электропровод, и наверху — один или два светильника. Есть одноламповые светильники, есть двухламповые. Есть даже пятиламповые, как на Театральной площади. Так вот, если считать количество светильников, то их в Норильске — 2886 штук. Самих опор, конечно, меньше.

– А световые деревья, фонари во дворах, на промлощадках, на дорогах между районами города — они в чьём ведении?

– Световые деревья — это собственность управления городского хозяйства. Дворовые фонари находятся в ведении жилищных компаний, фонари на промплощадках — собственность Заполярного филиала. За городом, на дороге Норильск — Алыкель — в нашем ведении, «Норильскавтодора». Хотя до 1 января 2009 года эта дорога — краевая, следовательно, и собственность на неё тоже краевая. Но с 1 января она будет передана муниципалитету. Там у нас находится 623 опоры. Должно быть по проекту 654, но некоторые из них пострадали во время эксплуатации, упали в своё время, то есть там есть проблемы.

– Почему уличным освещением занимается именно «Норильскавтодор»?

– Наружное освещение входит в состав автодороги любой улицы города. Коль скоро «Норильскавтодор» занимается содержанием улично–дорожной сети, соответственно мы занимаемся и наружным освещением. Как это происходит? Каждый год мы подаём техническое задание в управление муниципального заказа. Потом проходит конкурс среди коммерческих организаций на содержание и ремонт объектов наружного освещения. Компания, которая его выигрывает, и занимается уличными, как вы говорите, фонарями: ремонтирует и обслуживает линии наружного освещения. Пока таких компаний было две: в Норильске и Кайеркане — НТЭК, в Талнахе — «Талнахэнерго». Мы же, «Норильскавтодор», зная мощность электропотребления светильников, зная тариф на электроэнергию, планируем, какие деньги надо будет за неё заплатить.

– А кто платит?

– Муниципалитет, то есть городская казна. Когда верстается бюджет на будущий год, мы, кроме того что планируем расходы на ремонт дорог, поребриков и так далее, вносим ещё затраты на электроэнергию. Конечно, может оказаться, что тариф вырастет. Но если это происходит, расходы потом корректируются. Город, конечно, не останется без света.

– Кому город платит деньги за освещение улиц и дорог?

– Потребитель платит тому, кто передаёт электрическую энергию, — жилищным компаниям. Мы заключаем договоры с ооошками, поскольку они являются собственниками трансформаторных подстанций, к которым подсоединено наружное освещение. На подстанциях стоят счётчики, и мы по счётчикам платим.

– Есть ли какие–то специальные требования к уличным фонарям?

– Сами светильники, которые установлены на опорах, специально предназначены для освещения площадей, улиц, автодорог. Специфика освещения автодороги в том, чтобы в первую очередь не слепить водителя. И при этом освещённость проезжей части должна соответствовать СНиП. Вот два основных критерия.

Есть и другие, и их довольно много. Например, отражатель, то есть задняя часть светильника, должен быть непрозрачным, выполненным из определённых материалов, чтобы освещённость была 10, 15, 20 люкс — в зависимости от того, проезжая часть это освещается, тротуар, площадь или пешеходный переход. Площадь и яркость покрытия дорог, средняя освещённость в зависимости от интенсивности транспорта и прочее — всё это детально регламентировано СНиП. Есть требования, предъявляемые и ГОСТом, — например, к высоте опоры.

– Существуют какие–нибудь специальные «модели для Севера»?

– Нет. Опора сама из чего угодно может быть сделана, хоть из бревна. Светит–то светильник. Те, что установлены у нас, хорошо работают в условиях нашего климата.

– Какой мощности в них лампы и долго ли они служат?

– Лампы используются 400–ваттные. Есть некоторые светильники мощностью 250 Ватт. Ресурс непрерывного горения дуговой лампы высокого давления — две тысячи часов. В режиме периодического включения–выключения она работает 12–14 тысяч часов. То есть опыт эксплуатации показывает, что где–то около года такие лампы служат. Конечно, лампа может сгореть и на следующий день после установки, если попадётся заводской брак. Но это бывает редко. А срок службы самого светильника, гарантированный заводом–изготовителем, — пять лет.

– Расскажите о принципе работы уличной сети освещения: кто «включает» и «выключает» фонари? Раньше они работали от фотореле...

– Это устаревшая технология, потому что на чувствительность фотореле может повлиять та же пурга: фотореле, как известно, реагирует на определённую освещённость. Такие реле ещё остались в Талнахе. Но в основном сейчас используются реле времени. С ним всё чётко: пурга, метель, ядерная война — оно будет исправно работать.

Есть график включения и отключения наружного освещения. Он составлен с учётом продолжительности светового дня (скажем, в июле вообще никто ничего не включает и не выключает). В щитах управления уличным освещением (они стоят, как правило, в трансформаторных подстанциях или в подъездах домов) установлены реле времени, которые программируются с учётом этого графика. И они включаются и выключаются по этому графику.

– Этот вопрос я слышала от многих горожан: почему в Норильске используют лампы, которые светят жёлтым светом, а не белым? Ведь белый ярче.

– Эти лампы — натриевые высокого давления, они на данный момент самые экологически чистые, поскольку в качестве газа используется натрий. Есть ещё дуговые ртутные лампы низкого давления. Сами понимаете — ртуть более экологически вредный элемент, чем натрий.

Натриевые лампы — единственные, у которых спектр смещён в сторону красно–жёлтого цвета. Их свет более естественный. Есть такое понятие — цветопередача. Освещённый этим жёлтым светом предмет выглядит более натурально. А ртутные лампы — это псевдодневной свет. Он кажется ярче, но на самом деле освещённость от него нисколько не больше. Поэтому весь цивилизованный мир уходит от ртутных ламп и переходит на натриевые.

– Есть ли в Норильске места, которые недостаточно освещены?

– Вообще все улицы должны быть освещены, это однозначно. У нас хорошо освещён центр. Но есть, конечно, места, которые стоят в плане по освещению. И их достаточно много, только по Норильску — 17 объектов. Улица Ломоносова, например, не освещена. Или Кирова — участок от Советской и до Московской вдоль 38-го дома. Михайличенко, нечётная сторона. Ленинский проспект от памятника Ленину до Севастопольской не освещён... Есть такие объекты и в Талнахе, и в Кайеркане. Есть ещё объездные дороги, которые недостаточно освещены.

– Денег на новое освещение, конечно, нет?

– Пока что нет. В среднем стоимость установки одной опоры — 100 тысяч рублей (включая стоимость самой опоры, светильника и контактного провода). По ГОСТу расстояние между опорами по горизонтали должно быть порядка 30 метров. Вот чтобы осветить участок длиной 300 метров надо 10 опор. Это миллион рублей.

Беседовала Ольга ЛИТВИНЕНКО

Фото Владимира МАКУШКИНА

Сейчас на улицах нашего города установлено 2 тысячи 886 светильников. Все вместе они расходуют 1 тысячу 46 киловатт электроэнергии в час. Стоимость одного киловатт-часа - 1 рубль 45 копеек. Уличные фонари в Норильске горят 3 тысячи 590 часов в году, то есть больше трети года. С мая по июль наружное освещение в городе не включается вообще. Самые же большие энергозатраты приходятся на декабрь.

13 декабря 2008г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.