МАУ ИЦ «Норильские новости»

Они продолжают историю

Они продолжают историю

В жизни “храмов искусства” Большого Норильска подобные концерты бывали. Но в Талнахе 2 марта домра звучала впервые: говорят, путь к этому событию был долгим...

Сначала была классная работа. Постоянные репетиции, до боли в пальцах перебор тугих струн. А потом “награда” — концерт в подарок родителям. Со временем решили порадовать своей музыкой и остальных воспитанников школы. Так в “расписании” класса домры Талнахской школы искусств появились отчетные концерты. Наконец, решились на открытое выступление — на общегородском уровне, пригласили в гости коллег из Кайеркана, Норильска и Оганера, и вообще всех, кто любит или просто умеет ценить пение домры. А приурочили событие к юбилею музыкального инструмента в России: 110–летию возрождения.

Да, да, именно возрождения. Ведь на самом деле, учитывая двухсотлетний, и совершенно незаслуженный, “перерыв”, история домры насчитывает почти 11 веков! Она играла на скоморошьих играх, веселила народ на праздниках, а потом... попала в опалу вместе со своими “хозяевами”. Да так прочно, что эта “полукруглая балалайка”, как именовали ее на заре второго “рождения”, была сочтена инструментом, не подобающим аристократу, да и вообще человеку интеллигентному. К счастью, такие предрассудки ее “возродителя”, дирижера и музыканта Василия Андреева (аристократа, к слову) не волновали. Его стараниями домра заняла свое место в оркестрах, придав им, как позже писали музыкальные историки, “звон родниковой воды, ярость страсти и нежность солнечного утра”.

Впрочем, высокопарных слов о домре можно наговорить множество. Но, согласитесь, важнее услышать самому, понять, за что она была так любима и почему появилась в русской и в мировой музыке во второй раз.

Должна сказать, передать красоту ее пения юные музыканты концерта смогли в полной мере. Нет, конечно, это еще не уровень обретшего мировую славу ансамбля “Скоморохи” или домриста Александра Цыганкова, народного артиста России. Но, судя по всему, молодые талнахские домристы явно идут в правильном направлении. К примеру, есть среди них лауреаты и дипломанты нескольких представительных музыкальных конкурсов — вот, Настя Маркова, дипломантка красноярского конкурса юных исполнителей и лауреат Гран–при “Надежды Норильска”. Впрочем, за блестящее исполнение отрывка из “Болеро” я бы присудила ей победу заочно в любом конкурсе. Серьезных успехов достигли и многие выпускники отделения: ныне они — участники известных оркестров, студенты музыкальных академий. Словом, гордиться есть кем. И по праву.

За час полтора десятка ребят исполнили произведения самых разных направлений и стилей: от классики до современной оркестровой музыки; играли сольно и в ансамбле. Лично меня особенно впечатлил ансамбль “Наигрыш”, существующий уже три года, и, кстати, лауреат “Надежды Норильска 2005”. В нем всего два инструмента — гитара и домра. Странно было, что такая разная музыка этих струнных инструментов (гитара — это жаркая Испания, звучные ритмы; домра — тонкое журчание воды. Сравнение, может, излишне поэтичное, но, на мой взгляд, самое верное), так легко вплеталась в общий мотив. Кстати, репертуар ансамбля оказался богат не только на народную музыку, но и на обработки песен советского кино. Узнав с первых нот “Я шагаю по Москве”, гости в зале даже начали подпевать — слишком уж это знакомое, близкое и родное...

Символично, что заключительной композицией вечера стала народная песня “Светит месяц”, авторство музыкальной обработки которой принадлежит уже известному Василию Андрееву. Тому, кто во второй раз открыл миру удивительно простой, и в то же время душевный, чистый язык домры. Тому, чье дело продолжают сегодня наши юные домристы.

Татьяна ЗАЧУПЕЙКО.

7 марта 2007г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.