МАУ ИЦ «Норильские новости»

Нефтепровод Ванкор-Диксон: семь лет шагать

Нефтепровод Ванкор-Диксон: семь лет шагать

В последнее время СМИ Норильского промышленного района обращались к теме освоения нефтяных месторождений, расположенных на его территории, обсуждалось участие иностранных компаний, их победа в конкурсе на право геологической разведки и разработки Северо-Ванкорского перспективного участка. При этом высказывались как сомнения в целесообразности работы иностранных компаний на Таймыре, так и аргументы в пользу подобных начинаний.

Чтобы дать возможность нашим читателям всесторонне и объективно оценить происходящие процессы мы сочли целесообразным взять интервью у Ивана Зборщика, генерального директора совместного предприятия ООО "Енисейнефть", одним из учредителей которого, наряду с тремя российскими, являются Англо-Сибирская нефтяная компания и компания Шелл. Они совместно ведут работы по геологической разведке Ванкорского месторождения и планируют его промышленное освоение.

- Иван Васильевич, что представляет собой Северо-Ванкорский участок, почему он привлекает к себе иностранные компании, действительно ли там нефть особого качества?

- Северо-Ванкорский участок недр еще нет оснований называть месторождением, здесь пока не выявлены залежи нефти или природного газа. Однако в результате работ, проведенных нашим предприятием "Енисейнефть", была получена геологическая информация, позволяющая отнести этот участок к перспективным. Мы полагаем, что в его пределы вероятней всего распространяется северная часть Ванкорского месторождения, основные запасы которого размещены в южной его части, расположенной на территории Туруханского района Красноярского края. То есть, в данной ситуации речь может идти о том, что это одно единое месторождение.

Если это так, то экономически целесообразней и для нас, компаний разработчиков проекта, и для Российской Федерации, включая Красноярский край и Таймырский автономный округ, промышленную разработку южной и северной частей Ванкорского месторождения осуществлять на основе единой технологической схемы, используя при этом единый комплекс дорогостоящих промысловых сооружений. В его состав будет входить единая сеть внутрипромысловых трубопроводов, для сбора и транспорта нефти от скважин до пунктов ее очистки и подготовки к дальнему транспорту. Общая центральная насосная станция будет обеспечивать поддержание необходимого давления в начальной точке магистрального нефтепровода, в общих целях будут использоваться и другие объекты создаваемой инфраструктуры, включая объекты энергообеспечения месторождения и объекты социально-бытового назначения. По нашей оценке, суммарные затраты на создание этих сооружений только по Ванкорскому месторождению, пока без Северо-Ванкорского участка, оцениваются в 465 млн. долларов США.

Безусловно, при таких больших затратах всем нам выгоднее использовать единые производственные обьекты как для южной так и для северной части Ванкорского месторождения. Это позволит снизить себестоимость каждой добываемой тонны нефти, а следовательно, увеличить долю прибыли и поступления от нее в бюджеты всех уровней.

И несколько слов о качестве ванкорской нефти. Мне кажется, это чья-то выдумка или так называемая журналистская "находка". Ванкорское месторождение расположено в северо-восточной части Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в пределах Пур-Тазовской нефтегазоносной области и в его геологическом строении есть много общего с уже разрабатываемыми нефтяными месторождениями Тюменской области. Поэтому и нефть Ванкора близка по своим качествам нефти многих тюменских месторождений. Все они, как правило, малосернистые и поэтому считаются более качественными, но, к сожалению, в единой системе Транснефти смешиваются нефти множества месторождений России и при этом происходит потеря качества нефти отдельно взятых месторождений. И в результате Россия продает на зарубежных рынках нефтяную смесь называемую Ural, по своей цене несколько уступающую нефти других нефтяных регионов мира.

- Известно, что "Енисейнефть" и ее западные партнеры - Англо-Сибирская нефтяная компания и компания Шелл - отдают предпочтение строительству нефтепровода Ванкор-Диксон. В то же время в одной из газетных публикаций высказывалось сомнение в возможности такого строительства ввиду его высокой стоимости.

- Общая сумма капитальных вложений, необходимых для полного освоения Ванкора, по нашим расчетам, составит 2368 млн. долларов США. Объективность этих расчетов была подтверждена целым рядом экспертиз. В ходе таких рассмотрений было однозначно признано, что в условиях действующей налоговой системы разработка месторождения будет крайне не рентабельной для инвестора.

В то же время разработка месторождения на условиях раздела добытой продукции между государством и инвестором может быть выгодной для обеих сторон. Поэтому, учитывая важность начала работ по освоению Ванкорского месторождения как стартового проекта для становления нефтегазовой отрасли Красноярского края и поддержания уровня добычи нефти в России за счет ввода в действие новых месторождений Восточной Сибири и Крайнего Севера, правительством РФ было принято решение о необходимости принять специальный закон по освоению Ванкорского месторождения на условиях раздела продукции. Данный проект закона находится на рассмотрении в Государственной Думе, прошел первое чтение и мы рассчитываем, что уже в следующем году будут получены все необходимые согласования, при этом наши иностранные инвесторы получат законодательные гарантии возврата вложенных средств и работы по освоению месторождения начнутся в полную силу.

- Итак, разработка нефтяных месторождений в нашем регионе весьма дорогое занятие. Не считаете ли вы, в таком случае, возможным участие в проекте Норильского комбината или Норильской горной компании?

- Такое участие возможно. Мы открыты для всех потенциальных партнеров. Мы готовы сесть за стол переговоров с любой компанией, которая имеет реальные финансовые возможности участия в нашем проекте. Такие предварительные переговоры нами уже проводились с участием известной компании "Славнефть". Считаем, что они будут продолжены, ведь "Славнефть" имеет лицензию на разработку Тагульского месторождения и наиболее разумным будет использовать единый магистральный нефтепровод. Одним из вариантов для его строительства может быть создание консорциума целого ряда компаний, в том числе и компаний Таймыра.

Я должен отметить, что иностранные участники нашего проекта рассчитывают в своей работе на тесное взаимодействие с местными компаниями. Пример - "Таймырнефтегазгеология". Эту компанию иногда называют банкротом, обвиняют в неспособности вести работы по освоению месторождений. Да, по финансовым возможностям они пока ограничены. Но нельзя забывать, что именно специалисты этой компании нашли и разведали все газовые месторождения Таймыра, включая Пеляткинское. Ведь именно их работа позволила еще 25 лет назад создать надежную сырьевую базу для решения проблем энергетики Норильского промышленного района. В этом коллективе еще сохранились богатый опыт и знание условий Крайнего Севера. А это ведь многого стоит, и иностранцы это высоко ценят. Поэтому Англо-Сибирская нефтяная компания и "Таймырнефтегазгеология" создают совместное предприятие "Таймырнефть" для работы на Северном Ванкоре.

Примеры такой интеграции только лишний раз убеждают нас, что от иностранных участников проекта мы рассчитываем получить "живые" инвестиции и новые технологии, а все работы по освоению недр нашего региона будут выполнены нашими российскими компаниями и в подавляющем случае с применением российского оборудования, что позволит создать новые рабочие места в разных отраслях деятельности.

- Наконец, последний и самый главный вопрос: быть ли нефтепроводу Ванкор-Диксон?

- Мы верим в такой вариант строительства нефтепровода, иначе просто не вкладывали бы средства в исследовательские работы по его подготовке. Но еще раз хочу подчеркнуть, что реализация планов освоения Ванкорского месторождения возможна только на условиях раздела продукции. Такие возможности дает уже действующий Закон Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции".

К сожалению, потребовалась колоссальная бюрократическая работа, занявшая два года, чтобы получить согласие исполнительной и законодательной властей федерального уровня на принятие отдельного закона по переводу Ванкорского нефтепроекта на режим работы в условиях раздела продукции. В настоящее время проект закона находится на завершающей стадии в Государственной Думе и хочется верить, что еще в этом году он будет подписан президентом. Это откроет возможность создать комиссию по подготовке соглашения о разделе продукции, в состав которой войдут представители всех заинтересованных министерств Российской Федерации, представители региональных администраций и, естественно, инвесторов.

На подготовку такого соглашения закон предусматривает один год. Однако наши инвесторы намерены приступить к полномасштабному финансированию проекта уже во втором полугодии 2000 года, если в первом полугодии сторонами будут выработаны основные условия о разделе продукции.

По нашим расчетам, до первой большой нефти или до первого нефтяного танкера потребуется семь лет напряженной сложной работы. Мы верим в ее успех, как и в то, что именно нефтяные проекты смогут улучшить условия и качество жизни северных территорий.

Подготовил А. ВАРНАКОВ.

Фото А. Арсеньева.


ПРОФСОЮЗЫ

На "Заполярном" очень интересовались прибылью комбината

3 декабря 1999 года на отчетно-выборной профсоюзной конференции одного из старейших предприятий комбината - руднике "Заполярный" в течение 4-х часов шло обсуждение работы бывшего профкома и всего коллектива предприятия.

Делегаты одобрили Коллективный договор АО "Норильский комбинат" и ОАО "НГК" на 1999-2001 годы. Однако в части повышения зарплаты у них было много претензий и вопросов. В частности, по распределению прибыли, полученной комбинатом в этом году, ведь они еще не получили ни копейки. И зарплата, по сравнению с другими рудниками, ниже, а условия работы хуже. Много претензий было в адрес бухгалтерии, ООТиЗа и кадровой службы, так как эти службы находятся в другом здании, а транспорт (автобус маршрута № 12) ходит с большим интервалом и не довозит людей до АБК рудника.

Председатель цехового комитета Надежда Вечёрко высказала боль всего коллектива участка № 7 по поводу плохой доставки людей к месту работы: около 100 человек в стесненных условиях в грязном транспорте...

Проблемы коллектива отражены в постановлении конференции и послужат основой работы вновь избранного профсоюзного комитета.

Несмотря на свою занятость, директор рудоуправления "Норильск-1" Николай Васильевич Гвоздевский нашел время поучаствовать в работе профсоюзной конференции. Он извинился перед делегатами за затянувшийся ремонт бытовых помещений и поблагодарил всех за терпение. Напомнил еще раз, что с 1996 года рудник "Заполярный" в комбинате рассматривали как неперспективный и планировали его закрыть. Теперь принято противоположное решение, и перспективы у рудника большие. Специалисты института "Норильскпроект" готовят документы по переустройству АБК рудника, будут выделены деньги на ремонт. Руководство надеется, что в первом квартале 2000 года закончится ремонт бытовых помещений, по которым у делегатов было много замечаний и упреков. Все службы рудника вернутся на свои рабочие места.

С руководством комбината и НПОПАТ есть договоренность, что по маршруту № 12 будут ездить новые автобусы, которые смогут доставлять людей до АБК рудника.

Много нареканий у делегатов было по положению о премировании. Гвоздевский высказал свое мнение, что нет проблем по пересмотру данного положения и готов его защищать перед вновь избранным профсоюзным комитетом. Его, кстати, возглавил А.И. Нырков, за избрание которого проголосовали 32 из 58 делегатов.

Н. КОШЛЯКОВА,

зав. организационным отделом.


1 декабря 1999г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.