МАУ ИЦ «Норильские новости»

Три года как один день

Три года как один день

Три года как один день

Первое знакомство с городом начинается с вокзала или аэропорта. Именно эти объекты формируют первое впечатление. От того, как прошло знакомство с ними, зависит дальнейшее общение человека с городом, его принятие или отторжение.
Три года как один день

НЕМНОГО ИСТОРИИ

16 декабря 2003 года глава города Норильска Олег БУДАРГИН подписал постановление о создании муниципального предприятия “Автовокзал”, а 19 декабря этого же года предприятие было зарегистрировано.

24 января, в субботу, в шесть часов утра от автовокзала пошел первый автобус, и поехали на нем первые пассажиры. Поскольку это событие для города стало знаменательным, то “самым первым” были вручены подарки. Самый шустрый пассажир получил годовой проездной билет, а водитель — то, что для водителя нужнее всего, — набор ключей.

АВТОВОКЗАЛ СЕГОДНЯ

Анатолий ДАВЫДОВ, заместитель директора МУП МОУ город Норильск “Автовокзал” рассказывает:

– Нас пытались обвинить в том, что пассажир был подготовленный. Ничего подобного! Стоял человек и ждал, когда откроются двери вокзала, а потом умудрился среди двадцати с лишним работяг быстрее всех пробежать по помещению вокзала и “влететь” в автобус.

Хочу отметить, что если бы в свое время глава города не принял волевое решение, несмотря на все недоделки, открыть автовокзал, он бы так и стоял пустым до сегодняшнего дня. Тогда, если помните, еще не было асфальтировки, не работала вентиляция... Не было резиновых ковров (не предусмотрены проектом), люди скользили. Потом, в процессе эксплуатации, мы поняли, что покрытие нужно. Учитывая пожелания граждан, мы привели автовокзал к его нынешнему состоянию.

Изначально, в 2004 году, финансирование осуществлялось частично из заработанных средств, частично из бюджета. В следующем году мы уже получали из бюджета в два раза меньше денег, а в 2006–м вообще полностью перешли на самоокупаемость.

В прошлом году нам удалось сэкономить за счет средств автовокзала, и мы смогли поставить у входа Деда Мороза со Снегурочкой. Обидно, что не установили елку на козырьке. Подвела погода. Это единственное, что мы не доделали. Ничего, на следующий год елка обязательно будет.

По словам Анатолия Давыдова, “новогодние желания” были продиктованы тем, что “елка ушла на Пушкина”. Учитывая большую проходимость автовокзала (свыше 20 тысяч человек в сутки), елка для улучшения настроения людям была бы совсем не лишней.

Норильский автовокзал, пожалуй, — одно из немногих предприятий, которое не имеет ни выходных, ни праздников, ни перерывов на обед, ни санитарных дней. “Люди ездят каждый день”, говорят здесь.

Открытие магазинов в помещении автовокзала отчасти было продиктовано производственной необходимостью — затратами на ремонтные работы. Увы! Вандалы еще не перевелись... Да и югославский проект не рассчитан на условия Севера. Холодные тамбура тому пример.

Курение в тамбурах — вообще отдельная тема. И ладно бы просто курили, так нет же, есть каратисты– любители, которые считают своим долгом отметиться ногами и кулаками на стенах из гипсокартона. И ни участковый, ни ППС не могут с ними справиться. Так что культура нашего населения оставляет желать лучшего.

Конечно, окупаемость играет не последнюю роль, но и внешний вид, и наличие разных “полезностей” тоже. Для этого и была разработана совместно с главным архитектором города общая концепция интерьера автовокзала, согласованы установка павильонов и размещение рекламы.

“Если вы заметили, то у нас соблюдается единый стиль магазинов: белый пластик и стекло. Кроме того, мы оговариваем приблизительный ассортимент магазина”,– замечает Анатолий Давыдов.

Все, что находится сейчас в здании автовокзала, продиктовано жизненной необходимостью. Не всегда удобно в середине рабочего дня срываться на почту, а если, собираясь на работу, вы забыли какое–то лекарство, вас выручит аптека.

Ремонт обуви и одежды, химчистка, стоматология, парикмахерская, гравер, кафе, магазин цветов, сумок, продуктовые магазины и павильоны — это еще не полный перечень того, чем богат автовокзал.

В течение февраля здесь планируется открыть пункты ремонта часов и изготовления ключей, технический центр по ремонту мобильных телефонов, диктофонов, а также магазин аудиокниги. Анатолий Давыдов поясняет: “Все это делается для того, чтобы человек, который едет на работу, мог сдать ключ в ремонт, а после работы забрать готовый, то же с обувью, химчисткой и ремонтом одежды. Если надо сфотографироваться на паспорт, человек может сделать это у нас”.

Для тех, кто ежедневно ездит через автовокзал, это немаловажно. Ситуации бывают всякие, а наличие разнообразных услуг и удобный доступ к ним позволяют с честью из них выйти. Потому и открываются магазины и павильоны, исходя из принципа полезности.

“По просьбе водителей и пассажиров мы, ориентировочно в марте, открываем молельную комнату Николая Чудотворца, покровителя водителей и путешественников. Недавно был открыт Енисейский объединенный банк, где человек может взять кредит на какие–либо нужды”.

Есть и проблемы. Второй, третий этажи недостроены и по сей день. Нет инвесторов. Были попытки сотрудничества с рядом фирм, но либо объем работы, либо вложений отпугивают. С другой стороны, в Норильске достаточно других торговых площадей.

Например, говорит Анатолий Александрович, очень много обращений пассажиров по поводу отсутствия маршрута на Дудинку. Проблему эту надо решать на краевом уровне и на уровне горной компании, поскольку дорога на Дудинку является федеральной.

Получается, что автовокзал не выполняет функции междугородных перевозок, а раз так, то не предусмотрены здесь ни комната отдыха, ни комната матери и ребенка, ни медпункт. То есть, автовокзал при его огромных площадях имеет ранг обычной автостанции.

В общем, проблем, как и везде, хватает.

“Мы сотрудничаем с 20–30-ю подрядными предприятиями. Численность нашего штата составляет всего 30 человек, которые и обслуживают такую большую территорию.

Я своему коллективу всегда повторяю, что мы здесь, от директора до уборщицы, работаем как официанты. Мы должны оказывать пассажирам, проходящим через автовокзал, качественные услуги, чтобы они находились в удобных, комфортных условиях, чтобы здесь не было пьяниц, бичей, не было бабушек с семечками. Конечно, жалко, что им приходится торговать на улице, но хуже будет, если весь вокзал окажется в скорлупе от семечек.

В планах на этот год у нас стоит замена стен в тамбурах на более прочные и надежные. Программой 2007 года это предусмотрено. Хотим немного облагородить фасад со стороны “Алыкеля”. Планируется покрасить второй и третий этажи”.

Так что дел в большом хозяйстве Анатолия Александровича невпроворот, а планов еще больше.

От себя добавлю: может быть, автовокзал и стал похож на торговый центр, но зато он очень удобен для пассажиров из Кайеркана и Талнаха. Нигде в Норильске в одном месте не собрано столько разнообразных магазинов и павильонов по оказанию услуг.

Наталья ЧЕРКАШИНА.

Фото Владимира МАКУШКИНА.

26 января 2007г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.