МАУ ИЦ «Норильские новости»

Все лучшее – школам

Все лучшее – школам

Президент России в послании Федеральному Собранию особо подчеркнул, что успех приоритетных национальных проектов напрямую зависит от активности властей на местах. Национальный проект “Образование” предусматривает два базисных направления — обеспечение школ оборудованием и подключение к сети Интернет. Как считают авторы проекта, это позволит сделать образование более качественным.

Во многих городах и регионах России семимильными шагами идет программа “Микролаборатория” — совместный продукт местных администраций и Министерства образования РФ. Проект этот также предусматривает софинансирование (чаще всего — 50 на 50) из городского и федерального бюджетов. В комплекты для школ входят микроскопы, демонстрационные таблицы, химические реактивы, лабораторная посуда, наборы приборов, микролаборатории, влажные и сухие препараты, коллекции, муляжи, штативы и многое другое. Многим местным учителям, пишет региональная пресса, предстоит разобраться в новых поступлениях, ведь они заметно отличаются от старых, полученных двадцать, а то и тридцать лет назад.

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В рамках образовательного национального проекта школы страны будут оснащены и компьютеризированы. Уж на это государство пообещало не поскупиться.

В Норильск новое оборудование для школ тоже поступает. Информацию об этом можно услышать и увидеть во всех СМИ города, в том числе и в “Норильских новостях”. Напомню, на прошлой неделе стало известно, что норильские школы получили 22 комплекта оборудования для школьных кабинетов.

Гимназия №1 получила оборудование и учебные материалы для кабинета географии. Комплект включает в себя несколько позиций: подключаемую к компьютеру метеостанцию, набор топографических приборов и инструментов, глобусы, компасы, коллекции полезных ископаемых, видов промышленного сырья, гербарии, карты и плакаты. В целом подобные комплекты приобретут 18 городских школ. Стоимость каждого — 100 тысяч рублей.

Оборудование получено в рамках федерального соцпроекта, направленного на частичное обеспечение школ оборудованием и материалами. Как сообщил норильским журналистам заместитель начальника управления общего и дошкольного образования Василий Гапоненко, проект предусматривает обязательное софинансирование из местного бюджета. Таким образом, 18 “географических” комплектов приобретены за местные деньги. Четыре более дорогостоящих комплекта — два для кабинетов физики, один — химии, еще один — для кабинета биологии — получены за счет федеральных средств.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Вообще же современными учебными комплектами планируется оснастить в основном кабинеты физики, химии, биологии и географии. Кроме того, предусмотрена поставка в школы так называемых интерактивных досок.

Интерактивная доска представляет из себя сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Изображение на доску передается через проектор. Считается, что интерактивная доска — не более чем демонстрационное оборудование.

— Здорово, конечно, — сказала мне знакомая учительница химии одной из норильских школ, — но это не решит проблему всеобщей занятости на уроке.

Неплохо было бы иметь несколько компьютеров в классе. Тогда распределить работу на уроке можно более органично: кто–то занимается по карточкам, кто–то у доски, кто–то обрабатывает тесты или графические задания, сидя за “машиной”. Сделать так, чтоб все 25 человек на уроке работали одновременно по различным направлениям — мечта любого педагога.

Между прочим, для полного оснащения кабинетов потребуются годы и значительные средства. Пока же в районах образованы семинары–презентации новых кабинетов — чтобы научить педагогов работать с современными техническими средствами. В продвинутом Норильске с новыми комплектами проблем у педагогов нет.

ЧТО НАЦРЕФОРМА НАМ ГОТОВИТ?

По заявлению российских чиновников, график подключения к сети Интернет (второе базисное направление “Образования”) выполняется четко. В стадии разработки находится и новая система оплаты труда работников образовательных учреждений. Благодаря приоритетному образовательному проекту сегодня в нашей стране осуществляется доплата за классное руководство, поощряются лучшие школы и педагоги, реализуется ряд местных инициатив. А кое–где, например, во Владивостоке, “реанимируется” санаторно–курортное лечение педагогов и реконструируются пришкольные стадионы. Норильску, скорее всего, последнее не грозит: наши все больше на школу “с утра до вечера” напирают — специфика территории... К тому же ходят слухи, что с этого года серебряные медалисты получат бесплатные сертификаты на обучение в вузах. Правда, комментариев по этому поводу пока никто не дает.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Подписано постановление главы города об оплате за услуги дополнительного образования.

В прошлом году дискуссии и разговоры о том, что, мол, нечего с детей, вырезающих лобзиком и делающих мягкие игрушки, деньгу сдирать, ни к чему не привели. Деньги педагоги требовали. Вернее, с них требовали, чтобы они требовали. Сами же преподаватели для того чтобы группа не распадалась, зачастую доплачивали за детей из малоимущих семей свои кровные. Жалко было. Ребенок из бедной семьи не виноват в том, что он талантлив или просто желает заниматься в кружке.

У этой медали есть и другая сторона — работника дополнительного образования, не набравшего положенного количества детей и человеко–часов, никто на работе держать не станет. Вот и выкручивайся как можешь...

И все это несмотря на то что оплата за занятия в кружках сравнительно невелика: научно–техническая направленность в предельном уровне тарифов на услуги оценивается в сумму “до 100 рублей”. Туристы–краеведы, экологи–биологи, спортсмены, юные патриоты — всем им, чтобы заниматься, также надо платить по сотне рубликов в месяц. Что там у нас дальше? Культурологическая направленность, звучит в постановлении, — до 100 рублей за одного обучающегося, социально–педагогическая — до 10 рублей, художественно–эстетическая — до 200 рублей, школа раннего развития ребенка — до 300.

Эх, ввели бы дополнительное образование в национальный проект — цены бы ему не было. По хорошему, оно должно быть бесплатным, ведь здесь тебе и занятость, и предпрофильные вещи, и развитие детей во всех смыслах. Я бы вообще сделала так, чтоб кружки посещать стало модным, почему нет? Что, “Фокс Кидс” лучше, или соревнования, коими поглощены почти все младшеклассники, — чей сотовый телефон навороченнее?

100 РУБЛЕЙ — НЕ ДЕНЬГИ?

В Норильске шесть учреждений дополнительного образования — два Центра внешкольной работы (в Норильске и Талнахе), Дом детского творчества Кайеркана, Станция юных техников, Станция детско–юношеского туризма и Дом творчества детей и молодежи. Все они в той или иной степени потеряли часть детей, занимающихся в кружках и секциях, сразу после введения новых тарифов за данную услугу. После введения даже такой, казалось бы, символической оплаты. При этом многие педагоги считают, что родители, заинтересованные в собственных детях и в их дополнительном образовании, готовы платить деньги за кружок. А вот самые незаинтересованные как раз больше всех оплатой и возмущаются.

Существующие федеральные нормативные документы предусматривают оплату государства за данные услуги в полном объеме, при этом муниципалитет вправе переложить часть расходов на родителей. Но государство у нас тоже часто кричит: “Даю, даю!”, а в результате — пшик. Родительские взносы — надежнее. Это всегда хоть какие–то живые деньги хоть на какое–то развитие небогатых, в принципе, кружков. За прошлый год, рассказали педагоги, именно благодаря родительской поддержке в оплате за секции и кружки было приобретено некоторое оборудование и необходимые материалы для учреждений дополнительного образования. А еще известно, что сегодня педагогами и юристами как раз решается, быть ли дополнительному образованию в Норильске платным, и с материалом на эту тему пока спешить не советовали. Обстановка, мол, на территории позволит решить этот вопрос наилучшим образом для детей, но в рамках правового поля. Неужели на этот раз совпадет?

Марина КАЛИНИНА.

24 января 2007г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.