МАУ ИЦ «Норильские новости»

Зимою - лето

Зимою - лето

Весна, лето, осень, зима. Одно время года сменяет другое. Постоянный круговорот в природе. В атмосферу такого круговорота смогли погрузиться учащиеся пятой гимназии.

К полувековому юбилею нашей школы и было приурочено уже ставшее традиционным мероприятие, подготовленное учителями кафедр филологии и естественных наук. На этот раз в празднике со звучным названием - "Пред ликом священной природы" - приняли участие четыре команды. Каждая из них представляла "своё" время года. Зрители увидели, как распускаются подснежники и звенит капель весной; побывали на разноцветном лугу и порадовались великолепным бабочкам летом. Прониклись тихой грустью листопада осенью, поучаствовали в весёлой, озорной игре в снежки зимой.

А потом все окунулись в замечательный мир поэзии. Самые маленькие участники праздника, пятиклассники, с чувством читали стихи о природе. Участникам команд предстояло проявить смекалку и сообразительность при отгадывании загадок, а также включить творческое воображение при выполнении аппликаций.

Зрители в зале тоже приняли участие в празднике. Им предстояло ответить на вопросы викторины, и ребята отлично с этим справились. Последнее испытание для участников команд оказалось самым весёлым - ребята исполняли песни о "своём" времени года. И вот тут-то пели все: и участники, и зрители.

Слова благодарности надо сказать учителям, которые подготовили этот праздник, а также его постоянному ведущему и вдохновителю Нине Михайловне Кулешовой.

Наталья КОЛЬЦОВА


Ты в какой позиции? В активной?

К закону об образовательном стандарте в Думе относятся без особого интереса. Достаточно сказать, что в первом чтении он был принят единогласно, чего в нижней палате российского парламента не бывает почти никогда.

По-видимому, это означает, что в данном случае никакого столкновения интересов не случилось. Скорее всего, народные избранники считают образовательный стандарт чем-то бесконечно далёким от них и от их избирателей.

Между тем воплощать этот закон в жизнь придётся учителям и ученикам, а это значит, что он напрямую касается и родителей. То есть значительной части населения страны. Пожалуй, проект закона об образовательном стандарте стоило бы опубликовать во всех крупных газетах для всенародного обсуждения. В конце концов, всем нам небезразлично, чему же будут учить в школах после того, как закон будет принят.

Многие учителя, особенно те, кто последние десять лет успешно работает по авторским программам, считают, что новый закон вреден для только начинающей складываться системы образования, в которой у детей, родителей и педагогов есть возможность выбора.

На первый взгляд, новый проект закона о стандарте кажется шагом вперёд. Цели и задачи, которые в нём сформулированы, вряд ли у кого-то могут вызвать возражения. Например, младший школьник должен уметь "определять тему и главную мысль произведения", "понимать основное содержание облегчённых текстов на иностранном языке", "планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом", "желать и уметь участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме". Подросток к 14-15 годам должен научиться "выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике", "владеть монологической и диалогической речью, соблюдать принятые этические нормы общения", "оценивать вероятность наступления случайного события в несложных практических ситуациях". К окончанию школы каждый 17-летний человек, по замыслу авторов проекта закона, должен уметь "проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач", "вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, исполнителя, художника", "овладеть методами естественно-научного исследования".

Пожеланий подобного рода в проекте много. Малышам, например, предлагается "передавать характер персонажа и настроение с помощью не только цвета, но и тона, ритма, композиции, пространства". Однако любому разумному человеку ясно, что кое-кто не научится этому до глубокой старости. И что, такого ученика теперь на второй год оставлять, пока не освоит заложенное в законе умение? Подросток должен "применять географические знания для выработки активной гражданской позиции". Но ведь все мы знаем людей, у которых нет активной жизненной позиции, что вовсе не мешает их профессиональному росту. А многие из тех, кто имеет такую позицию, не знают географии. Напротив, малыши, которые любят рассматривать географические атласы, отлично разбираются в географии, но активной жизненной позиции в своём нежном возрасте ещё не выработали. И как с ними быть? Кому давать аттестат о среднем образовании, а кому нет?

Стандарт - это для всех. А значит, в нём должны быть заложены критерии оценки того, как выполнены пожелания. Но авторы проекта, по-видимому, решили, что это не нашего ума дело. Есть единый экзамен, кто справился, тот и молодец.

Натаскать ученика к единому - дело несложное. Учителей сегодня беспокоит другое, а именно: повседневные проверки их работы. Они отлично знают, что проверяющие, которые терзали школы нелепыми указаниями, никуда за десять лет не делись. Они сидят там же, где сидели? - в органах управления образованием. Получив в руки стандарт, плюс возможность самим решать, как учитель справляется со своей работой, они ринутся в школы.

Кончится всё это печально. Сначала из школ побегут учителя. Потом - перейдут в экстернаты самые способные ученики, которым станет скучно в стандартизованной школе. Возможно, просто закроются утомленные каждодневной борьбой самые интересные новаторские школы. Это очевидные последствия, которые неизбежно наступят, если закон будет принят без широкого общественного обсуждения.

По материалам WPF

13 ноября 2002г. в 13:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.