МАУ ИЦ «Норильские новости»

Родители имеют право знать

Родители имеют право знать

Родители имеют право знать

В какую школу ходит ваш ребенок? Как определить уровень знаний, получаемых там? Интересны ли программы, внимательны ли учителя? Управление образования города уже четвертый год формирует рейтинг общеобразовательных учреждений, оценивая работу норильских школ, гимназий, лицеев.
Родители имеют право знать

Зачем это нужно?

Основывается рейтинг на 14 критериях, затрагивающих все области деятельности школы. Сюда входят: качество обучения и воспитания, инновационная и методическая работа, позитивное отношение родителей и местного сообщества к школе, результаты участия в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, оценка школы родителями и учениками, причем последние опрашиваются только в конце 11–го класса. Опрос родителей проводят члены муниципального управляющего совета, школьников — специалисты управления общего и дошкольного образования. Это позволяет получить независимую и достаточно объективную оценку деятельности образовательного учреждения.
Итоги рейтинга позволяют родителям сделать выводы о результативности мероприятий по сохранению здоровья их детей, об уровне безопасности в школе, определить, какое место школа отводит созданию условий для внеурочной деятельности, организации дополнительного образования. Кроме того, рейтинг помогает понять, насколько умело и эффективно школа распоряжается своим бюджетом и как обстоят дела с привлечением дополнительных средств на его развитие.

Кроме лидера рейтингового списка, гимназии № 11, высоких результатов (более 70% от общего количества баллов) все четыре года достигают пять общеобразовательных учреждений: лицей № 1, гимназии № 4 и № 48, школы № 41 и № 42. Положительную динамику индивидуального продвижения с 2007 года показывают семь учреждений: гимназии № 4 и № 11, школы № 9, 23, 40, 42 и № 43. Значительно улучшили показатели в 2010 году (более чем на 7%) лицей № 1, гимназия № 5, школы № 14, 33 и № 36.

В 2007 году участие в рейтинге принимали 27 (57,4%) образовательных учреждений Большого Норильска. За четыре года количество участников выросло в полтора раза. В этом году впервые была оценена работа школы–интерната № 2 и всех центров образования, потому что муниципальным управляющим советом принято решение об участии в рейтинге всех образовательных учреждений, за исключением снежногорской школы № 24.
Нина Шпетная, директор гимназии № 11
Нина Шпетная, директор гимназии № 11

Уникальный опыт

Лидирующее место в рейтинге три года подряд занимает кайерканская гимназия № 11. И дело здесь не в статусе учреждения (на втором месте, например, общеобразовательная школа № 23, а сразу за ней в списке — 42–я школа, они обошли другие лицеи и гимназии города). Отличительная особенность 11–й гимназии в том, что она работает по уникальной для Норильска программе. Здесь разрабатывается индивидуальный учебный план для каждого старшеклассника. Деление на классы в результате весьма условное — на уроках формируются группы в рамках профильных предметов, выбранных самими учениками. Это так называемая классно–групповая форма обучения. Группы комплектуются не случайно, а по трем основным направлениям: гуманитарное, физико–математическое и химико–биологическое. Учебные планы и расписание в гимназии составляет учитель информатики кандидат физико–математических наук Любовь Антоновна Береза. Вероятно, преподаватель с другой специализацией и не справился бы: расписание не просто разбито на таблицы, оно размечено разными цветами и цифрами, понятными только посвященным. Причем площадь расписания 10–11–х классов примерно равна площади остальных параллелей вместе взятых.
Уже в девятом классе гимназисты должны решить, какие предметы им ближе и в жизни нужнее. С родителями и учениками проводятся анкетирования и беседы на эту тему. Очень интересной формой работы в данном направлении является и ролевая игра, проводимая совместно с детьми и их родителями, где они с помощью педагога–психолога совместно решают вопросы выбора будущей профессии.
Затем в соответствии со сделанным выбором составляются планы и расписания уроков. Бывает и такое, что спустя время некоторые гимназисты меняют свой выбор, тогда корректируются и личные планы этих учеников. Но все технические сложности компенсируются пользой, которую приносит такая форма обучения.
Более глубокое изучение предмета позволяет без проблем сдать ЕГЭ и, соответственно, поступить в желаемый вуз. Помимо этого дети постоянно общаются между собой, пересекаются на уроках — профильных и общеобразовательных. Так или иначе работа по индивидуальным планам способствует коммуникативному процессу.
К такой форме обучения в 11–й гимназии пришли не вдруг. Вначале долго изучали опыт других школ, занимающихся по индивидуальным программам. Гимназия–универс в Красноярске стала практически образцом, наши педагоги даже были там в гостях. Кроме того, изучали работу московских гимназий, опыт школ Поволжья. Полностью на такую форму обучения старшеклассников гимназия перешла в 2007 году, а до этого какое–то время избирательно так работали в тестовом режиме с перспективными детьми. Сейчас преподаватели постоянно ездят на курсы в Москву и в край, повышают квалификацию в Норильске, многие учатся дистанционно.
Кроме того, гимназия ведет активную общественную работу, является ресурсным центром юношеского образования в р–не Кайеркан. Периодически здесь проводятся единые профильные дни, когда на вопросы школьников отвечают специалисты с «Надежды», Кайерканского угольного разреза, других предприятий, расположенных недалеко от района. Ну, а в ожидании профессионального самоопределения ребята для души занимаются в театральной студии у Натальи Чернявской, которая преподает им актерское мастерство и сценическую речь.

Есть к чему стремиться

Образовательным учреждениям, участвующим в рейтинге, чьи результаты оказались недостаточно высокими, предстоит проанализировать свою деятельность, определить западающие моменты и задачи, направленные на их разрешение. Здесь необходимо активно привлекать и родителей, потому что высокого качества и результатов образовательного процесса можно достигнуть только совместными усилиями учеников, педагогов и родителей. Аналогичным образом с этого года будут оцениваться и дошкольные учреждения. Пока — не все, в рейтинге этого года участвовало 22 детских сада, но со временем у каждого родителя будет право знать, чем живет сад, в который ходит их ребенок.
Результаты формирования рейтинга позволяют увидеть объективную картину о состоянии системы общего образования как в целом на территории Норильска, так и в каждом общеобразовательном учреждении. С материалами рейтинга образовательных учреждений можно ознакомиться на сайте управления www.norduo.ucoz.ru.
Марина АНДРИЮК
Фото Владимира МАКУШКИНА

7 декабря 2010г. в 17:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.