МАУ ИЦ «Норильские новости»

Конгениально!

Конгениально!

Конгениально!

Предпраздничные дни в Норильском драмтеатре прошли в тёплой компании с сыном турецкоподданного. Знаменитые похождения Великого Комбинатора зрителю представил режиссёр Яков Ломкин.
«Бендериада» удалась на славу

«Телёнок золотой» — это те самые приключения Остапа–Сулеймана–Берты–Марии–Бендер–бея, известные, пожалуй, каждому из нас, но поданные по–новому — волей драматурга Андрея Иванова и режиссёра Якова Ломкина. Если в первоисточнике, романе Ильфа и Петрова, события происходят в хронологическим порядке и к чему в финале придут герои, читателю не известно, то в спектакле зритель с первой сцены видит главного героя на румынской границе. И тут фактически параллельно разворачиваются две истории: воспоминания Остапа Бендера о весёлой жизни в молодости — здесь довольно точно воспроизводятся действия романа, и непростые взаимоотношения героя с пограничниками, которые поймали контрабандиста, — а это уже импровизация постановщиков.

После первого, пробного просмотра, даже несмотря на «сырость» работы, как уверяет режиссёр, можно говорить о том, что «Бендериада» удалась. Здесь шутки классиков замешаны с находками творческой группы, есть и смешное, и грустное, и философское, и легкомысленное. И всего в меру — и музыки, и танцев, и неожиданных поворотов. Это спектакль для широкого зрителя, о чём и говорит режиссёр.

– У нас нет задачи сделать какой–то странный спектакль, который оценили бы критики, но абсолютно не поняла бы публика. Для меня зрительский успех значительно важнее, чем признание узких специалистов. Да и вообще, большая сцена не для лабораторных экспериментов. Я за зрительский театр, который при этом не должен быть скучным, обыденным. Мы тоже шалим, дурачимся, ищем необычные решения, — говорит автор спектакля.

К слову, Яков Ломкин — известный артист театра и кино, режиссёр, за плечами которого школа ГИТИС. Как артист театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина занят там во многих постановках. Как режиссёр сотрудничает с театрами Москвы и других городов России. С 2017 года в качестве главного режиссёра работает в Государственном Русском драматическом театре Удмуртии в Ижевске. Преподаёт актёрское мастерство в театральной школе Константина Райкина.

Накануне премьеры «Телёнка золотого» режиссёр придирчиво всматривается в каждую сцену, записывает в блокнот замечания. Утверждает, что пока говорить о целостной конструкции рано, ещё есть сутки на доработку.

– Мы пока только рождаем постановку. Сейчас спектакль будет расти, в течение трёх показов всё уляжется, и дальше актёры смогут просто получать удовольствие от игры, — отмечает Ломкин.

А на взгляд зрителя, безусловно, менее придирчивый, чем режиссёрский, никакого волнения у артистов нет, и наслаждение от игры они получают совершенно неподдельное. Два Остапа — молодой в исполнении Александра Герасимчева, нового артиста нашего театра, и Остап в годах, которого играет Сергей Ребрий, — великолепно сосуществуют на сцене, дополняют друг друга, параллелятся, меняются местами, и порой кажется, что это действительно один человек — в разные годы.

– Изначально я не отважился бы ехать сюда, если бы не знал о том, что в Норильске есть артисты, которые смогут сыграть Остапа в любом возрасте. Это яркие, крутейшие актёры, работать с которыми одно удовольствие. А сама история, тема приграничья, внутреннего конфликта главного героя, изначально отталкивалась от Норильска, на мой взгляд, в полной мере воплощающего обстоятельства, в которые попал Бендер.

Люди с материка традиционно стремятся сюда за лёгкими деньгами. Находясь во власти Золотого тельца, они думают, что здесь всё просто, но быстро понимают, что совершили ошибку, — делится Ломкин.

Актёры, занятые в других ролях постановки, не менее ярки, чем Остапы. Шура Балаганов и Паниковский (Александр Носырев и Александр Глушков) вызывают просто гомерический смех. Они непринуждённы, непосредственны и очень напоминают эталонных персонажей в фильме Михаила Швейцера, которых сыграли Леонид Куравлёв и Зиновий Гердт.

– К финалу романа Золотой телец высосал из героев все соки. А того самого счастья, которое Остап ожидал, не случилось. Он действительно стал миллионером... в стране, где невозможно потратить эти деньги. Никакой славы, почёта, уважения он не достиг и в итоге остаётся одиноким и никому не нужным. Это философская история, в которой достаточно юмора, и, пожалуй, самое цитируемое в нашей стране произведение.

В то же время я не чувствую особой ответственности перед авторами романа и перед режиссёрами–предшественниками, потому что мы изначально нашли решение, которое обезопасило нас от всякого рода сравнений. Мы не будем похожи ни на один спектакль, фильм, книгу, — говорит режиссёр спектакля.

Команда, которую Яков Ломкин пригласил для работы над постановкой, для Норильска нова, а, учитывая, что два месяца у нас не стихала пурга, специалистам пришлось бороться со стихией, чтобы закончить работу вовремя. Тем не менее свет, хореография, музыка в спектакле хороши. Композитор Ричардас Норвила, которого нам представляли как философа и алхимика, к целому ряду известных музыкальных тем подошёл очень творчески. Настолько, что «Я свободен!» Валерия Кипелова и Сергея Маврина угадывается с трудом, становясь отдельным музыкальным номером.

– Такой материал — это просто счастье. У нас прекрасная команда, с которой мне было очень приятно работать. В целом, когда я смотрю на то, что сегодня получилось, мне не стыдно, — подводит итог Яков Ломкин.

13 марта 2020г. в 11:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.