МАУ ИЦ «Норильские новости»

Когда хочется и плакать, и смеяться

Когда хочется и плакать, и смеяться

Вы слышали? В Норильском Заполярном — “Очень простая история”.

После спектаклей замысловатых, похожих на китайский ларчик с потайным замочком, или немного странных, требующих от зрителя немалых способностей к анализу и пылкого воображения, вдруг просто ферма, просто хлев, в котором живут три “девочки”. Здесь есть старая Лошадь (Нина Валенская), молодая Корова (Лариса Ребрий) и юная Свинья (Анна Титова). Да пес Крепыш. Да петух. Да еще пятеро представителей рода человеческого. И конфликт — самый обыденный. Он (Роман Лесик) и она (Юлия Аноприкова) вопреки воле отца и нагоняям матери (Лариса Потехина)... И надо бы пожениться, потому что ребенок вот–вот заявит о себе... Но как это сделать, если потенциальный жених гол как сокол, а отец его ворует у зажиточного соседа (отца потенциальной невесты) самогон?

Это была бы банальнейшая история, если бы не вмешались... животные. Они переживают. Долго не могут понять значение слова “аборт”, хотя и знают песню “А волны все плещут и плещут, и бьются о борт корабля...”. Попадают в рай. И, в конце концов, именно благодаря им улаживаются все неприятности. Не буду пересказывать сюжет, а вот выводами, которые сами собой складываются после этого спектакля, поделюсь охотно. И поскольку библейские параллели напрашиваются несомненно, позвольте представить “оргвыводы” в количестве десяти — по числу заповедей, которые, хочется надеяться, мы нарушаем все–таки не часто.

1. “Главное, чтоб было просто. Но недаром пословица говорит, что простота хуже воровства; сестрица отлично понимает смысл этой пословицы и беспрестанно крестится, чтобы обдуманная ею простота удалась”. Салтыков–Щедрин. “Пошехонская старина”. В спектакле простота тоже хорошо обдуманная. Сначала автором — драматургом Марией Ладо, потом — режиссером Александром Зыковым и художником Михаилом Мокровым, наконец, актерами. У актеров и актрис, изображавших животных, задача была несравнимо сложнее, чем у тех, чьи роли “людские”. Ведь надо было не только передать человеческие эмоции, чувства, но и показать, что звери — лучше большинства “старших братьев”.

2. “Мы — дети галактики”. Понятно, что если каждый день думать о том, что ты — частица Вселенной, однажды можно выйти из себя и не вернуться. Только почему мы так часто забываем, что мы лишь ГОСТИ на празднике жизни? И что справедливость не сегодня и не завтра, но все–таки обрушится на каждого. Когда будете смотреть спектакль, обратите внимание на символический шлагбаум между двумя мирами — живых и неживых. Тонкая рейка в легкомысленный цветочек. А ведь граница и вправду так прозрачна, что страшно становится.

3. “Не все то золото, что блестит”. Ну, это даже объяснять долго не придется. Есть любовь и есть брак по расчету. Есть зажиточность и есть “из вещей одна гармошка”. И об этом между строк говорится в спектакле.

4. “Успех не порок”. Обиженных судьбой у нас любят. Благодаря нашим людям героями нередко становятся те, у кого к этому меньше всего способностей. А вот оценить по достоинству честный труд, защищающий свои достижения от посягательств мнимых героев, — это редкая мысль в нашем обществе сегодня. Спасибо пьесе “Очень простая история”.

5. “Даже отказываясь принимать решение, мы тем самым принимаем решение”. Хосе Ортега–и–Гассет (современный испанский философ). Ты можешь выстрелить в того, кто добровольно жертвует свою жизнь во благо другого. Но ты можешь и пожертвовать СВОЕЙ жизнью, это уже — Поступок. Ведь если в спектакле появилось ружье, оно, по законам жанра, должно выстрелить. В жизни, конечно, стрелять приходится не каждому, зато промолчать или высказаться, начать действовать или подчиниться удобно складывающимся обстоятельствам — ежедневная наша головная боль.

6. “Что ни делается — к лучшему”. Уметь с достоинством встретить перемены — редкий дар. Но этот талант можно в себе развить. По крайней мере, можно научиться не упорствовать в своих заблуждениях, что и произошло с героями “Простой истории”.

7. “Счастье есть, его не может не быть”. Просто прежде надо пережить... не несчастье, нет, но трудности. Иногда даже собственную смерть. И еще очень важно научиться отдавать, не требуя взамен.

8. “Знакомые все лица”. Знаете, как бывает? Приходишь в гости к старым друзьям. И видишь, что приглашены двое “новеньких”. А спустя короткое время замечаешь, что они не просто вписываются в привычное общение, но даже становятся лидерами. Причем совершенно естественно, как будто так было всегда. В этом спектакле “новенькие” — красноярцы Павел Авраменко и Андрей Киндяков.

9. “И свиньи летают”. Если они — ангелы. Если их изображает Анна Титова, а в “полете” ей помогает балетмейстер Николай Реутов. Единственный момент в целом очень динамичного спектакля, когда время застывает, — танец вернувшейся ОТТУДА свинки. Зрители, надо отдать им должное, терпеливы: они понимают, что у ангелов другие представления о минутах и секундах. А потому, хотя очень хочется узнать, чем все закончится, зрительный зал, замерев, следит за пируэтами ставшей такой изящной Свиньи.

10. “Самые большие глупости совершаются с серьезным видом”. За точность формулировки не ручаюсь, но это из Григория Горина. Если развить мысль, получится, что под маской смешного и даже нелепого кроется мудрость. В спектакле это утверждение созвучно образу Петуха (Лаврентий Сорокин) и отчасти образу Крепыша (Сергей Ребрий). Пес и петух одним своим присутствием превращают трагедию в трагикомедию. И оттого зрителю еще больше хочется плакать...

Но и смеяться тоже хочется. Потому что все будет хорошо. Под классическую музыку, приправленную русскими народными песнями, проходит Жизнь.

Татьяна КРЫЛЕВСКАЯ

Фото Владимира МАКУШКИНА

26 декабря 2003г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.