МАУ ИЦ «Норильские новости»

Человечек с большой буквы

Человечек с большой буквы

Существует много критериев, по которым можно оценить спектакль: актерское мастерство, режиссерские находки, богатство и многозначность декораций, попадание или непопадание в разряд злободневных... Но все–таки главным критерием, на мой взгляд, остается сила воздействия на зрителя. В этом смысле спектакль “Поллианна” по повести Элинор Поттер — одна из лучших постановок Норильского Заполярного театра драмы.

В стремлении представить публике оригинальные и совершенные образцы драматургии Норильский Заполярный нередко работает с пьесами, популярными в обеих российских столицах. Так было и в случае с “Поллианной”. Три года назад главный художник нашего театра Михаил Мокров уже работал над декорациями и костюмами к этому спектаклю в Санкт–Петербурге. Может быть, поэтому “Поллианна”, поражающая зрителя многим, прежде всего привлекает внимание сценографией. А также светом, непередаваемым ощущением от игры блеска и матовости, от того, как точно отражают костюмы эмоции и персонажей, и зрительного зала. Вот почему, решив рассказать норильчанам о летней, не всеми увиденной премьере Заполярного театра, я обратилась за помощью к Михаилу Мокрову.

Первое впечатление — “аленький цветочек”, чудом выросший в мертвом мире, погибает в конце концов от царящего повсюду бездушия, черствости. Но прежде своим “цветением” он преображает окружающее.
“Цветочек” — маленькая девочка по имени Поллианна, названная так в честь двух своих тетушек, Полли и Анны. Поллианна любопытна, непоседлива, искренна. Увы, ее родители ушли в мир иной, отчего девочку привозят жить к тетке. Но горячо любимый отец успевает научить Поллианну самому главному — игре радости. Итак, противостояние: солнечная девочка и сумрачная тетушка, совсем еще молодая, но словно закованная в броню респектабельности и предрассудков.

Поллианна в исполнении норильской школьницы Светланы Груниной — главная удача этого спектакля. Мне посчастливилось: в тот вечер, когда я смотрела “Поллианну”, среди зрителей была и учительница Светланы. Каюсь — невольно подслушала ее характеристику главной героини вечера. А говорилось о том, что Света с раннего детства занималась танцами, блистала в своем ансамбле. И однажды именно на концерте Свету заметил кто–то из театра. Пришел. Увидел. И убедил руководство Норильского Заполярного в том, что эта девочка — бриллиант чистой воды.

Хотелось показать что–то холодное. У меня было такое впечатление от английской архитектуры, где все выхолощено, сведено к совершенным пропорциям. Якобы “мы — лорды”, а на деле все пусто. Отсюда на сцене появилась кирпичная кладка. Кирпич тоже стандартный: один уголок, другой, 25 на 16 см. И все пронумеровано, проинвентаризовано...
Ее естественность поражает до мурашек по коже и комка в горле. Когда Поллианна атакует суровых взрослых, они даже не пытаются противостоять ее всепобеждающей непосредственности. Сдаются все. Раньше или позже.

Вот старая миссис Сноу (кто забыл, в переводе с английского “сноу” — “снег”), настоящая Снежная Королева в исполнении Галины Бакановой. Окружающие настолько привыкли к ее хворобе и, как следствие, дурному характеру, что даже не делают попыток расшевелить эту леди. Как тут не вспомнить советы психологов дарить людям свет и тепло. Поллианна щедро предложила ей частицу тепла своей души и немного света из не прикрытого шторой окна. Этого было достаточно для начала преображения.

А вот мистер Пендлентон (Сергей Ребрий), чудак и мизантроп. Поллианна наивно полагает, что таким мрачным может быть только бедняк. Оказалось, “богатые тоже плачут”. У Джона Пендлентона — своя история. В ней сплелись воспоминания из солнечной юности и потеря дорогого человека — матери Поллианны. Пусть и не разделила она любовь Джона...

Особняком в спектакле — дамы из благотворительного комитета. Они — суть мрачного “мира подземелья”. Не случайны повязки на их рукавах, отдаленно напоминающие фашистскую свастику: порядок и организованность рейха свойственны и этим дамам. Они выступают монолитом, неуклюжие, топорные. Но постепенно сердечное тепло Поллианны растапливает лед, и оказывается, что дамы из комитета — тоже люди. Одна — эксцентричная брюнетка (Елена Кузьменко) — признается, что девочка помогла ей сохранить мир в семье. Другая (Лариса Потехина), с трудом удерживая на лице непривычную улыбку, возвращается к жизни после утраты дочери...

И в который раз понимаешь: только смех, даже не смех — радость, позволяют людям стать Людьми.

Когда начал делать спектакль, появилось ощущение подземелья. Знаете, когда гнилое дерево разрывается, внутри обнаруживаются сплошные ходы. Так появились люки на сцене, из которых неожиданно показываются люди. Появилась тяжесть занавеса. В эскизах к спектаклю видно, что постепенно, образно говоря, сквозь тучи начинает проглядывать небо. Это не очень получилось. Но финал все–таки солнечный, светлый. Даже подземелье становится теплого коричневого цвета...
Садовник и служанка Нэнси, хоть и одеты во все строго–серое, не очень–то вписываются в чопорный уклад. Нэнси (ее играет Анна Титова) хлебом не корми — дай пошалить и посмеяться. А садовник Том (Виктор Озерцев) тоскует по старым добрым временам. Они были первыми, кто охотно подхватил “игру радости”, предложенную Поллианной. Как, вы еще не знаете такую игру?! Это просто: в каждом событии есть радостная сторона. А радость — штука заразная. Стоит только начать, и от горя следов не останется. Впрочем, эти два персонажа не сильно и сопротивлялись.

Иное дело — тетушка Полли. Людмила Каевицер представляет здесь особу, жившую в буржуазной среде начала XX века. Однако нетрудно вообразить такую правильную девушку и нашей современницей. Синдром отличника — кажется, так называется тип поведения, свойственный Полли. Как пресны правила, которые она стремится навязать племяннице. Как узки рамки, в которые она загнала себя. Но самое печальное, что натура–то у нее совсем иная: страстная, способная на глубокие чувства. Благодаря Поллианне, о которой она вначале говорит не иначе как “странный ребенок”, молодая тетушка находит путь к себе. Конечно, она остается все той же Полли, затянутой в строгий наряд. Но оттенки черного сменяются буйством ослепительного белого. Как и в нарядах всех остальных персонажей. По признанию художника Михаила Мокрова, дорогого стоило сшить особые костюмы только на финальную сцену.

В начале прошлого века главным символом ломки старого мира и победного шествия цивилизации, пожалуй, стала автомашина. Именно машина — причина трагедии Поллианны: после аварии у девочки отнимаются ноги. Философы до сих пор спорят о трактовке понятия “цивилизация”. Существует мнение, будто цивилизация — то, что противостоит культуре, одухотворенному началу. Как раз такой предстает цивилизация в спектакле. И не случайно в момент трагедии девочка... танцует. Творческое, человеческое пытается восстать против бездушного, механистического. Эта находка режиссера Александра Зыкова, воплощенная в жизнь с помощью балетмейстера Николая Реутова, делает спектакль самобытным.

Работаем от примитива, от детства. Посмотрите на костюмы Поллианны. Вот она красненькая, потом — розово–беленькая, радостная. Потом у нее должно было быть голубое платье — это когда она попадает под машину. Но решили, что красный цвет более уместен. А в финале вместе с Джимми Бином, его играет Михаил Мокров–младший, они в детских костюмах моряков. Это тоже навевает ассоциации: простор, ветер, прибой, солнце, чайки.
О ком еще не было сказано, так это о странной фигуре Томаса Чилтона (Тимур Файрузов). Сельский врач, интеллигентный и очень мягкий человек. Он кажется порождением иного, менее жестокого мира. Потому Томасу так трудно в реальной жизни. Но именно этот человек станет спасителем Поллианны. Случайность? Вряд ли.

Поверьте, об этом спектакле можно говорить и говорить. И всякий раз будет казаться, что главное–то и упущено. А главное — это стыд. Чувство неловкости за собственные поступки, не укладывающиеся в библейские заповеди. Как сказал художник Мокров, любая история, если она человеческая, — библейская. А Поллианна — Человек с большой буквы.

Татьяна КРЫЛЕВСКАЯ

11 декабря 2003г. в 15:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.