МАУ ИЦ «Норильские новости»

Наш дорогой Фирс

Наш дорогой Фирс

Наш дорогой Фирс

В конце апреля в Заполярном театре драмы состоялась премьера моноспектакля «ФИРС. Монологи из шкафа». Сыграл в нём артист Александр Глушков, накануне отметивший юбилей. Спектакль на малой сцене поставил Тимур Файрузов по пьесе драматурга Вадима Ливанова «Смерть Фирса».
И фарс, и трагедия, и комедия

Наши от смерти «сбежали» - рассказали про жизнь. В итоге получилось смешное и пронзительное современное толкование образа чеховского Фирса, но вовсе не новое прочтение «Вишнёвого сада». Действие происходит в театре, что само по себе символично: театр на сцене, театр в театре. Зрителя всегда интересовал вопрос: а что там, за сценой? И тут мы можем разгадать это, видя «игру» с классическим текстом и сюжетами, разбавленную монологами о смыслах, сомнениях и личных переживаниях. Из декораций – только шкаф с костюмами из разных спектаклей и эпох, всё остальное – невероятно объёмное существование артиста.

Премьера норильского «Фирса» прозвучала в самом северном театре как юбилейный бенефис Александра Глушкова. В этой работе актёр проявил всю полноту своего дарования. Материал вышел многогранным: здесь есть и фарс, и трагедия, и комедия. Артист проживает историю не только оставленного всеми старика Фирса, но и собственное становление, моменты своего одиночества, отношения с коллегами по цеху, сыгранные и несыгранные роли.

Материал актёр выбирал вместе с режиссёром. Попадание - стопроцентное. Оба долго перебирали разные пьесы и «примеряли» роль главного героя на Александра Глушкова. В результате сошлось всё, и даже больше.

- Тут есть над чем посмеяться и над чем поплакать. Фирс – обобщённый образ, он про каждого из нас, - делится Александр Глушков. – Мой герой по пьесе должен умереть, но я не захотел такую концовку. Монологов в спектакле столько, что они никак не хотели заучиваться, притом что на сцене ты один и тебе никто ничего не подскажет. По сюжету мне довелось переиграть многие ключевые роли в театре, но ни Гамлетов, ни королей Лиров у меня не было, а вот кот Леопольд был. Вообще, я мастер эпизодов – такое у меня амплуа. Цитаты из «Арденнского леса», «Домика в Коломне» мы дописали, образ Бабы-яги добавили: похулиганили немного с Тимуром... Если бы меня спросили, кому я посвящаю этот спектакль, я бы ответил – актёрам. Ну и дарю его себе на день рождения, конечно.

Тимур Файрузов считает, что по тому же принципу, по какому строился «Фирс», можно создавать театральный «вербатинг» - сокровенный разговор друг с другом и со зрителем.

– У каждого театрального человека, я ещё называю нас «укушенными театром», найдётся личная история, которую можно, так же как в «Фирсе», переплести с театром и рассказать художественным языком, - уверен режиссёр.

Про Глушкова говорят, что его любят роли. На самом деле их у него более семи десятков только в норильской Маяковке (у нас он работает с 1995 года, до этого десять лет был артистом Курского театра). С ним работали почти все режиссёры, ставившие спектакли на нашей сцене: Александр Зыков, Анатолий Кошелев, Владимир Гурфинкель, Феликс Берман, Александр Исаков и Тимур Файрузов, Анна Бабанова и Алессандра Джунтини, Максим Кальсин, Тимур Насиров, Александр Баргман. В его репертуарном списке – образы слуг и господ, придворных и королей, героев и... героинь, разбойников, их жертв и полицейских, женихов и благородных отцов, докторов и пациентов, есть несколько зайцев, один пингвин и много котов. И целая галерея артистов разных времён и народов.

Яркому и характерному Глушкову по силам оказываются наиболее колоритные, гротескные и выразительные образы (например, в спектаклях «Башмачкин», «Жди меня... и я вернусь», «Братья Ч» и др.) Рисунок его ролей всегда подчёркнуто острый, даже жёсткий, не допускающий сентиментальности. И это – почерк профессионала.

Марина Хорошевская

Фото Владимира МАКУШКИНА

7 мая 2019г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.