МАУ ИЦ «Норильские новости»

Синдром хомяка

Синдром хомяка

Понятно, почему продукты оказываются на свалке. Потому что их выбросили. А почему выбросили? Потому что не съели. И в итоге продукты испортились. Либо истёк срок их годности. А почему не съели? Ведь, когда покупали, хотели съесть. Аппетит дома потеряли? Отчасти и это верно. Но главная причина, уверяют учёные, в том, что накупили лишнего. Много лишнего.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в среднем каждый третий житель России, заходя в магазин, делает бессмысленные покупки. Берет с прилавков то, что потом оказывается ненужным. И чем моложе и обеспеченнее потребитель, тем бессмысленнее он забивает холодильник. Среди тех, кому еще не стукнуло 35, эдаким «синдромом хомяка» страдают половина. Но и среди пенсионеров хватает импульсивных и запасливых — почти пятая часть опрошенных специалистами ВЦИОМа.

Потери — миллиарды тонн

Рекордсмен на свалках — хлеб (см. таблицу), его выбрасывают чаще всего. Затем идут овощи, колбаса, фрукты, готовые салаты.

На свалках оказывается 11 процентов мяса и рыбы. Если считать по минимуму — по 50 килограммов мяса на человека в год, а вес единицы скотины принять за 300 кг, то получится, что мы отправляем прямиком на помойку стадо в 2–3 тысячи голов. А если считать с колбасой, то и того больше.

Ещё кошмарнее цифры выходят по всем продуктам питания. За год средний россиянин покупает их примерно 1300 килограммов. Десятая часть оказывается на свалке. Это, вы не поверите, более 20 миллионов тонн — две тысячи железнодорожных составов по сто вагонов в каждом. Не напасёшься при любой продовольственной программе.

Что берут сверх меры и отправляют на помойку

Что берутСверх мерыВыбрасывают
Кондитерские изделия26%6%
Фрукты18%12%
Напитки18%3%
Крупы и макароны15%6%
Колбасные изделия14%14%
Мясо и рыба12%11%
Овощи11%20%
Приправы10%2%
Хлеб и хлебобулочные изделия8%11%
Масло8%5%
Готовые салаты8%11%
Другое8%11%
30% опрошенных, затруднившиеся с ответом30%38%
Итого11%20%

Не ходите в магазин голодными

На вопрос, почему люди покупают лишнее, вроде бы ответили канадские учёные из университета Макгилла в Монреале. Дело, как они выяснили, в гормоне под названием грелин, обнаруженном ещё в 1999 году японцами. Его вырабатывает желудок. Особенно голодный. И заставляет есть. Но это далеко не все происки гормона.

– Грелин воздействует на мозг, — говорит нейрофизиолог Алайн Дагер. — Меняет восприятие еды.

По словам учёного, продукты питания для голодного человека начинают выглядеть более привлекательно и пахнуть более соблазнительно. Начинают вводить в сильное искушение, как наркотик, против которого очень трудно устоять. И большинство людей сдаются — накладывают и накладывают в корзинки.

Да ещё владельцы магазинов будто бы специально провоцируют: аппетитно режут колбаску, салатики делают, курочек жарят недалеко от прилавков, хлебушек пекут. А рядом с солёными грибочками ставят бутылки водки. Да и вообще выкладывают продукты так, что их легко взять рукой. Вот и берут одурманенные грелином.

– Гормон ещё и обостряет зрение, — добавляет Дагер. — Проверено экспериментально на добровольцах, которым искусственно впрыскивали грелин. Они начинали лучше видеть еду.

С учётом канадских исследований данные ВЦИОМа позволяют сделать ещё один вывод: россияне, особенно молодые, обладают хорошим аппетитом и смотрят на продукты голодными глазами.

Фриганы едят даром

Жители России отнюдь не лидеры в покупках лишних продуктов. Англичане, к примеру, отправляют на свалки до 27 процентов приобретённого. Японцы, немцы, итальянцы — до 40.

Конечно, самые «помоечные» — американцы. Они выбрасывают половину своей еды на сумму около 50 миллиардов долларов в год.

По данным Аризонского университета, проводившего обследование, десятая часть выброшенного оказывается вполне съедобной. У этих продуктов, оказавшихся на свалках, не истёк срок годности, они не испортились. А многие вообще были не распечатаны. В связи с чем на американских помойках в последнее время стали появляться промышляющие там люди. Они «отовариваются» даром. То есть подбирают кем–то выброшенное. Едят это и называют себя фриганами. «Модное» увлечение перекинулось уже и на Великобританию, захватив далеко не самых бедных.

– Если мы хотим снизить цены на продовольствие, нам всем следует разобраться с расточительным использованием продуктов, — сказал премьер–министр Великобритании Гордон БРАУН на саммите G8 в Японии.

Браун, конечно, не имел в виду фриганов. Но получается, что они первыми начали «разбираться». По–своему.

В России фриганство процветает давно и в основном среди бомжей. Но источник их главной добычи — не расточительные граждане, а магазины, которые выбрасывают бракованные и просроченные продукты. Их, кстати, ВЦИОМ не учёл. Не бомжи имеют возможность купить еду «со свалки» на продуктовых рынках.

Лишнее пирожное

По данным ВЦИОМа, самыми популярными продуктами из разряда «не собирался покупать» оказались кондитерские изделия. На них позарились 26 процентов россиян. А выбросили в итоге 6 процентов. Значит, разницу съели? Равно как выпили лишнюю сладкую газировку. Намазали на хлеб слой масла потолще.

Иными словами, бессмысленные покупки не только пополняют свалки, но и жировые отложения граждан.

Нет, не ходите всё–таки по магазинам на пустой желудок. Стройнее будете. Или держите себя в руках.

По материалам kp.ru.

26 июля 2008г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.