МАУ ИЦ «Норильские новости»

История про математику

История про математику

Поводом для написания этого материала стал приход в редакцию "ЗП" талнахчанина Павла Николаевича Вяткина. "Моя дочь, - начал сбивчиво и взволнованно говорить мужчина, - заканчивает в этом году 11 класс и собирается поступать в питерский университет технологии и дизайна. На недавнем предварительном экзамене по математике, который проводился в наших школах, она получила отрицательную оценку, хотя "идет" по математике на крепкую "четверку". Значит ли это, что она "провалится" и на самом выпускном экзамене, ведь этот апрельский тест - его репетиция, я так понимаю? И вообще, расскажите, что это был за тест, каковы его мотивы и результаты".

За комментариями по поводу ЕГЭ и предшествующей ему подготовке, мы обратились к Галине Васильевне Кузнецовой, заместителю начальника департамента образования Норильска.

- ЕГЭ в рамках эксперимента проводится в России третий год. Когда-то в нем принимали участие 9 территорий субъекта федерации, сегодня уже 49, -объяснила нам Галина Васильевна. - Его позитив я вижу, во-первых, в том, что уровню подготовки наших учеников может быть дана независимая экспертная оценка. А во- вторых, именно единый экзамен (одновременно выпускной в школе и вступительный для высшего учебного заведения) при успешной сдаче дает право на поступление сразу в несколько вузов страны.

КАК ЭТО БЫЛО

Ох, и нелегкой оказалась эта работа - подготовить и провести генеральную репетицию единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике для выпускников всех школ всех уровней, кроме вечерних. Норильский департамент образования с поставленной задачей справился: огромный пакет документов сначала долго изучали, потом опробовали на деле, потом прорабатывали детали...

В общем, процесс был длинен, труден и весьма плодотворен. Что же касается результата, то это, как говорится, уже совсем другая история...

Одна из целей ЕГЭ, по словам его организаторов, - отработка технологий проведения подобных мероприятий, - оправдалась вполне. Форма такого экзамена настолько непривычна и нетрадиционна для педагогов Большого Норильска, что готовиться к ЕГЭ учителя начали гораздо раньше, чем сами экзаменующиеся. К примеру, впервые задействованными оказались не только профильные педагоги, в данном случае, математики, завучи и директора средних учебных заведений, но и учителя начальных классов, и даже физруки.

Согласно инструкции Министерства образования в каждой аудитории должно было быть не более 15 подростков (в норильских школах в классах было от одного до пяти- шести человек - варианты не должны совпадать). В каждой группе, места в коих никто тоже не знал заранее (старшеклассников рассадили за пять минут до начала), находилось в обязательном порядке два организатора. Для всех - и для взрослых, и для ребят - задолго до экзамена проводился скрупулезнейший инструктаж: что и как заполнять из пакета документов, где какие шифры-коды применять, как правильно заполнять контрольные ответы, вписывать номера вариантов и так далее. Очень строго и очень подробно.

Обучение учителей велось малыми группами с применением современных информационных технологий. Из Красноярска специально для того, чтобы обучить наших премудростям проведения ЕГЭ, приезжали специалисты Центра обработки информации и Центра повышения квалификации.

Наши новоиспеченные организаторы, в НПР их теперь целое братство - 500 человек - проходили спецотбор. "Добро" давали коммуникабельным, наиболее ответственным, мобильным и выдержанным. К моменту проведения и после ЕГЭ педагогам пришлось составить немыслимое количество протоколов, для контроля и мониторинга за работой внутри каждой школы обучение по ЕГЭ прошли все завучи.

Детей же с первого дня объявления "великой" репетиции "вымуштровали" не только верно заполнять нужные бумаги, но и быстро концентрироваться, четко оценивать свои силы и резво думать. Тест, а именно в таком виде будет выглядеть настоящая, неразминочная четырехчасовая контрольная по математике 9 июня, состоял из заданий трех уровней сложности - a, b и c. Первая "номинация", так называемый обязательный минимум, соответствует, не мудрствуя лукаво, обычной "тройке". Второй уровень - чисто "хорошистский", ну а третий, как объяснила нам директор 11-й гимназии Людмила Семеновна Загородская, "обязателен для поступления в вузы" (причем, чтобы попасть в престижный вуз, неплохо бы решить все четыре задания уровня с).

РЕЗУЛЬТАТ ЕГЭ МОГ БЫ БЫТЬ И ЛУЧШЕ

Итак, по мнению главного инструктора по ЕГЭ в Большом Норильске Галины Васильевны Кузнецовой, главное, помимо отработки технологии, пройден психологический барьер (теперь не страшен никакой экзамен) и выявлены выпадающие звенья. Галине Васильевне явно не хочется ни ругать, ни хвалить уровень знаний и преподавания в норильских школах, - она, как английская королева, лишь мягко намекает на то, что "у наших учителей и учеников еще вполне достаточно времени, чтобы подготовиться к экзамену в июне".

Неплохо, по ее словам, выглядит на фоне других блок инновационных учреждений - физико-математический лицей, гимназии №№ 4, 7, 11. "У двенадцати школ, - говорит Кузнецова, - очень слабые результаты, что наводит на печальные мысли". В частности, нам известны случаи, когда в одном классе было поставлено 29 двоек. Среди обычных общеобразовательных школ в хорошем смысле удивила и порадовала школа № 14 - 96 процентов детей справились с экзаменационной работой, а процент качества там "зашкаливает" за цифру 70.

ЭТО ВАМ НЕ ХУХРЫ-МУХРЫ

Конечно, когда родные учителя проверяют работы родных учеников, присутствие "человеческого фактора" ("Ах, Иванова, бедняжка, переживала чересчур!" или "Ой, а Петров-то, Петров, гляньте-ка, себя превзошел!") необратимо. Как факт - оценки в обычном режиме бывают лучше. В ЕГЭ коды и шифры все ж таки делают свое объективное дело: независимая экспертиза есть независимая экспертиза. Хладнокровие и полное соответствие инструкции росту успеваемости никогда не способствовали.

Не хочу никого пугать и призывать к панике, но все, что мы пережили с ЕГЭ в апреле, было всего лишь репетицией: на настоящем экзамене бланки № 1 - одна часть теста - проверять будет "машина", бессловесный и безэмоциональный компьютер. Остальную работу оценит предметная комиссия в Красноярске и, не исключено, еще где-нибудь. Норильские комиссии на местах станут лишь обрабатывать и регистрировать те самые бланки с ответами на тесты. Так что держитесь, господа одиннадцатиклассники. И ни пуха, у вас все получится.

7 мая 2003г. в 14:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.