МАУ ИЦ «Норильские новости»

Игрушечный мир Роста

Игрушечный мир Роста

Игрушечный мир Роста

В атриуме СРК «Арена» открылась выставка фоторабот нашего друга и соратника — Ростислава Золотарёва, главного специалиста пресс–службы центра корпоративных коммуникаций департамента общественных связей Заполярного филиала «Норникеля». Он ушёл из жизни после тяжёлой болезни весной этого года, но оставил после себя большой архив фотографий. Там всё: семья, мы (журналисты) и, главное, его собственный «игрушечный мир» большого совсем не игрушечного производства.

Выставка работ Ростислава Золотарёва готовилась полгода его коллегами, друзьями и фотокорами НорильскаОдно из последних портретных фото Ростислава Золотарёва, сделанное Владимиром МакушкинымНа фотографиях Роста наш суровый мир предстаёт ярким и даже игрушечнымВыставка «Точка Роста» проработает в атриуме СРК «Арена» до 13 декабря

Ростислав Золотарёв — юрист по образованию, кажется, ни дня не проработал по специальности. Его мама — Татьяна Бусыгина — известная в Норильске журналистка. Поэтому Ростик или Рост (так его звали коллеги и мы, журналистская братия) буквально рос в редакции «Заполярной Правды». После он сам работал в «Заполярке», а ещё в газете «Заполярный вестник» и пресс–службе администрации города. Как вспоминают его друзья, писал дерзко, интересно, кропотливо собирая фактуру и выверяя каждое слово. Мамина школа, что тут скажешь! Последние 15 лет трудился в департаменте общественных связей Заполярного филиала «Норникеля», поэтому досконально знал предприятия компании, отметив своим пунктиром все производственные точки на огромной промышленной карте нашей территории. Организовывал поездки на промплощадки для местных, краевых, федеральных и иностранных журналистов и съёмочных групп. Часто консультировал журналистов, говоря о горно–металлургической «махине» простым человеческим нетехническим языком.

– Когда я пришла работать в пресс–службу администрации города, Ростислав уже перешёл в департамент общественных связей Заполярного филиала, — вспоминает Светлана Полунина, пресс– секретарь Норильского городского Совета депутатов. — Несмотря на то, что мы не пересекались с ним в соседних кабинетах, скажу, что коллегой он был замечательным. Ростик — один из самых открытых, добрых и отзывчивых людей, ему можно было позвонить в любой момент, даже когда он в отпуске, и попросить разъяснить профессиональную промышленную терминологию. Писать о производстве, когда ты совершенно из другой сферы, очень сложно. Но можно было набрать его номер и поплакаться: «Рост, в пресс–релизе вот такое слово. Что оно обозначает?» А он с ходу рассказывал о производственных тонкостях, процессах и особенностях. Досконально разъяснял, что на чём стоит, как вертится, на чём акцентировать внимание.

Норильские журналисты привыкли к тому, что у Ростислава в руках всегда был фотоаппарат. Понятно, главный специалист пресс–службы Заполярного филиала, — всё пойдет в работу. А он между тем много фотографировал коллег — корреспонденты очень любят дурачиться за кадром, в паузах между съёмками. О том, что он работал над фотографиями профессионально, многие узнали лишь после его ухода.

– У Ростислава сохранилось огромное количество снимков, — на открытии выставки рассказала Марина Птица, руководитель направления центра имиджевых проектов департамента общественных связей Заполярного филиала «Норникеля». — Над этой фотовыставкой трудилось много людей. В течение полугода коллеги и норильские журналисты присылали фотографии, на которых запечатлён Рост, а мы отбирали его работы. Это была какая–то удивительная игра, в которой сотрудники департамента общественных связей в течение двух недель носили фотографии Ростислава от одного рабочего стола к другому, чтобы подобрать к ним оригинальные названия. Он не давал своим фотографиям имена, а мы всё же решили это сделать. В этом есть своя фишка: у каждой фотографии появилось несколько имён. Выбор названия для выставки тоже был не прост, поступило около 30 предложений. Самые популярные: «Игрушечный мир», «Я так вижу...», «Миниатюры Ростислава», «300 метров над Таймыром». Казалось, мы определились с названием, но в последний момент вдруг появилось ещё одно — «Точка Роста». Тогда мы поняли, что это именно оно.

Оказалось, что в промышленной фотосъёмке Ростислав Золотарёв нашёл свой авторский стиль. Он снимал так, что суровые громоздкие промышленные объекты становились похожими на футуристический конструктор. В фотографии этот эффект достигается с помощью технологии Tilt–Shift, создающей иллюзию игрушечности мира. Строгий и придирчивый профессиональный фотограф назвал бы такие работы неестественными, со странной обработкой и пережаренным цветом, как будто это делал человек с пониженным цветовосприятием. Однако именно эти нюансы позволили Ростику показать его любимый далеко не игрушечный промышленный мир в другом ракурсе, похожим на яркие и добрые архитектурные макеты.

– Ростислав снимал везде и всегда, и совсем не важно, что в тот момент находилось в его руках: профессиональный фотоаппарат или телефон, — вспоминает Ольга Метельская, супруга Ростислава Золотарёва. — Когда он видел что–то интересное, моментально включался, в него вселялась какая–то сила и энергия, и он тут же погружался в процесс с головой. Этот стиль игрушечного мира выбран осознанно. Рост всегда хотел показать сложную, масштабную, суровую, громоздкую производственную жизнь с лучшей, более яркой и даже детской стороны. Наша любимая фотография — «Ржавая осень», на которой изображён старый трактор, брошенный посреди осенней тундры. Когда он сделал свою первую фотографию в этом стиле, то подошёл ко мне и спросил: «Что ты здесь видишь?» Я ответила, что на фото игрушечный трактор, но он очень похож на настоящий. Потом Рост спросил детей. Сыновья сказали то же самое. Тогда Ростислав признался, что поймал и добился именно того, что хотел.

Он давно мечтал о выставке, но, к сожалению, состоялась она только после его ухода. Самое большое наше заблуждение заключается в том, что нам кажется, что впереди ещё очень много времени. На самом деле это не так...

у нас жизнь сложилась совершенно иначе. Несмотря на то, что Ростика сегодня нет рядом с нами, он остаётся жить в нашей памяти, в своих детях, в фотографиях и его творчестве.

У многих журналистов Норильска сохранились фотографии, сделанные Ростиславом. А у фотографов, напротив, фотографии, на которых запечатлен Рост. Он был очень фотогеничным, камера любила его, и как отметили его коллеги, кажется, рядом с ним в кадре все оказывались такими же яркими.

Так что, если будет время, обязательно зайдите в атриум СРК «Арена» и загляните в игрушечный мир неигрушечного производства. Выставка будет работать до 13 декабря.

3 декабря 2022г. в 12:05
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.